Естественно, что за причиненный гражданам, организациям или природной среде ущерб должен кто-то платить. И в развитых странах ответ на вопрос "кто заплатит" однозначен - это страховщик, то есть компания, в которой заранее застрахованы все риски, связанные с авариями на железной дороге, внезапным отключением электричества и т.д. При этом страхуется ответственность владельца или перевозчика опасных грузов или же ответственность поставщика электроэнергии.
Если в случае "конца света" ни у кого нет сомнения в том, что "во всем виноват Чубайс", то в случае разлива мазута виновник пока не определен
Например, в типовом предложении страховой компании о страховании ответственности при перевозке опасных грузов страховые выплаты включают возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью третьих лиц, вреда, причиненного окружающей среде, и вреда, причиненного имуществу третьих лиц. Размеры страховой суммы устанавливаются в зависимости от класса опасности груза (нефть - это одно, а, например, радиоактивные отходы - это, как легко догадаться, совсем другое). Страховой тариф устанавливается в процентах от страховой суммы, и чем опаснее груз, тем дороже обойдется его страховка.
Пока "жертвы" техногенных катастроф готовят судебные иски, чтобы "порадовать" ими предполагаемых виновников ущерба. И если в случае "конца света" ни у кого нет сомнения в том, что "во всем виноват Чубайс", то в случае разлива мазута из цистерн виновник пока не определен. По логике вещей, за состояние железнодорожного полотна и самих вагонов должно отвечать ОАО РЖД, а если авария действительно произошла из-за недосмотра железнодорожников - то они же должны ответить за ее последствия.
Расследованием происшедшего в Тверской области занимается Волжская природоохранная прокуратура. Следствие пока не завершено, не определены точно и размеры ущерба. При этом, по одной из версий, авария могла произойти по вине жителей близлежащей деревни Зуево, из-за которых произошел размыв полотна - во всяком случае, так утверждают железнодорожники. Очевидно также, что если с железнодорожного монополиста реально получить деньги, хотя бы на какую-то долю возместить причиненный ущерб, то жители деревни в принципе неплатежеспособны.
А это будет означать, что за разлив мазута не ответит никто. По данным ОАО РЖД, свалившиеся с полотна цистерны не были застрахованы отправителем, которым является одна из крупнейших российско-западных нефтяных компаний. Иными словами, железнодорожники взялись перевозить незастрахованный груз, но при этом и сами не застраховали свою ответственность.
В одной из крупнейших страховых компаний "РГ" прокомментировали ситуацию следующим образом. Оказывается, по всей России страхуется всего лишь 5-7 процентов грузов - включая ответственность владельцев грузов или же их перевозчиков перед третьими лицами. Страхование опасных грузов при этом не является обязательным. В то же время на Западе страхование груза является обязательным условием договора между владельцем груза и перевозчиком.
Между тем застраховаться на будущее можно двумя способами. Первый - скорейшее принятие закона об обязательном страховании опасных грузов: если их отказываются страховать "так", то пусть страхуют хотя бы по закону. Второй путь - обязать, например, через Гражданский кодекс, включать пункт о страховании в любой договор о перевозке грузов, которые могут причинить вред людям или среде. Впрочем, вполне возможно, что если виновники недавних катастроф все же заплатят по всем многомиллионным счетам, для других это послужит стимулом застраховаться от случайностей. Даже если это дорого им обойдется: как известно, страхование ответственности никогда не было дешевым видом страхования.