30.06.2005 01:00
    Поделиться

    Пострадавшие от энергокризиса не спешат подавать иски

    Почему граждане, пострадавшие от энергокризиса, не торопятся подавать иски

    Такую инертность связывают прежде всего с большими затратами на адвокатов и экспертов и с традиционным недоверием к судебной системе в целом.

    После признания того, что авария в энергосистеме, произошедшая 25 мая в Москве и прилегающих областях, не являлась следствием форс-мажорных обстоятельств или теракта (отчет комиссии РАО ЕЭС), граждане получили полное право требовать от энергетических компаний компенсацию за причиненный им ущерб. Вчера представители Конфедерации обществ потребителей ( КонфОП) попыталась ответить на вопрос: почему граждане так вяло отстаивают свои права?

    Во время энергокризиса было допущено массовое нарушение прав граждан как потребителей: в домах внезапно остановились лифты, 43 состава с примерно 20 000 пассажиров оказались блокированными в тоннелях метро, на улицах не работали светофоры, во многие районы прекратилась подача воды, портились продукты. Из-за скачка напряжения в электросети ломалась бытовая техника. Так или иначе от отключения электроэнергии пострадали несколько миллионов жителей, и все они - потенциальные истцы.

    Пока наиболее популярными остаются иски по поводу возмещения стоимости ремонта бытовой техники. Однако чтобы получить эту компенсацию, придется попотеть, собрав не только ворох бумаг, но и свидетельские показания.

    Во-первых, для доказательства вины энергетиков необходимо заключение сервисного центра о том, что поломка произошла именно из-за скачка напряжения или же скачка давления в водопроводной сети.

    Во-вторых, показания не менее чем двух свидетелей, что поломка произошла в районе 25 мая. Поможет следствию и то, что примерно те же проблемы с техникой обнаружились у ваших соседей по дому. Но даже если у вас хватит настойчивости собрать все эти документы и показания, нет никакой гарантии, что суд рассмотрит ваше дело в обозримые сроки. Так стоит ли затевать все это дело из-за нескольких тысяч рублей? По-видимому, большинство граждан пока отвечают: не стоит. Сказывается и традиционное недоверие наших граждан к судебной системе, о коррумпированности и неэффективности которой не говорит сегодня только ленивый.

    Впрочем, для многих пенсионеров и 2-3 тысячи рублей - это деньги. В свою очередь, для ответчика - энергосбытовой компании, метрополитена подобные суммы вряд ли окажутся существенными. Как известно, на Западе в подобных ситуациях люди требуют от виновника своих бед компенсации прежде всего морального ущерба. И оценивается он в круглые суммы. В России подобной традиции нет: ни моральный ущерб, ни человеческая жизнь у нас практически не имеют цены. Но отсудить деньги за поломанный холодильник, скорее всего, возможно. Особенно, если кто-то поможет вам это сделать.

    Вчера КонфОП открыл "горячую линию" для граждан в Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областях для их информирования по вопросам оценки ущерба и возможности его возмещения. Защитники потребительских прав постарались предусмотреть все обстоятельства, с которыми могли столкнуться люди: находясь дома, в лифте, метро, автомобиле, на работе. А также, какие именно доказательства понадобятся для подтверждения ущерба и кому предъявлять претензии. Вторым этапом взаимодействия с гражданами будет оказание бесплатных юридических консультаций на базе обществ потребителей, где пострадавшие смогут получить непосредственную помощь в оформлении документов и в случае необходимости делегировать КонфОП представление их интересов. Кроме того, в настоящий момент конфедерация проводит переговоры с РАО "ЕЭС России" об ускоренном рассмотрении претензий потребителей, связанных с событиями 25 мая.

    Пострадавшие могут непосредственно обращаться за информацией по телефону "горячей линии" КонфОП: (095) 975-02-54 с 10.00 до 18.00. По этому же телефону граждане из Тульской, Рязанской и других пострадавших от энергокризиса областей могут получить адреса и телефоны местных обществ потребителей, которые смогут оказать им необходимую юридическую помощь.

    Поделиться