Появятся ли в Москве воздушные извозчики?

Сама по себе идея авиатакси не так уж и утопична. Во многих столицах мира существуют подобные службы, на случай, если вдруг кому-то очень надо куда-то попасть. Но есть одна общая для всех стран проблема - безопасность. Летательные аппараты это, по определению, потенциальное орудие террориста, считают спецслужбы.

Достаточно вспомнить трагедию 11 сентября в Америке. Правда, даже в столице штатов Вашингтоне и после той катастрофы маленькие самолеты с пугающей периодичностью оказываются не где-нибудь, а прямо над Белым домом. Последний такой случай произошел буквально на днях. У нас, конечно, такого в последние годы не было. На каждый полет МЧС, ГУВД или пожарных надо испрашивать разрешение. И эти полеты, в масштабах города, происходят не так уж и часто. А тут целая система такси, которая даже на этапе эксперимента планирует задействовать 10 вертолетов и 11 самолетов, а затем удвоить это количество. Для сравнения: у ГУВД всего лишь один вертолет.

То, что авиатакси столкнется с разрешительными проблемами, понятно уже сейчас. Не далее как в понедельник в Мосгордуме обсуждался вопрос с полетами над городом даже не быстрых самолетов, а громоздких малоскоростных аэростатов и дирижаблей, которыми будут управлять исключительно милиционеры, а не какие-то там абстрактные летчики-таксисты. Да и то, Юрий Столбинский, представитель минобороны выступил категорически против этой вполне мирной на вид техники, поскольку в Москве отсутствует как минимум отдельная диспетчерская служба, которая бы управляла полетами над городом, и система навигации, позволяющая отслеживать все передвижения авиатехники.

Кроме того, в Российском законодательстве отсутствует полетная инструкция над городом. И, как сообщил Андрей Шнырев, представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, пока что и не разрабатывается.

Тем не менее разработчики проекта авиатакси настроены по части своего детища очень оптимистично. По словам Олега Никольского, заведующего сектором воздушного транспорта столичного департамента транспорта и связи, программа, которую они сейчас разрабатывают, включает в себя и необходимую правовую работу, в том числе и с военными ведомствами. Так что, по их словам, с инструкциями и правилами должна быть все в порядке. Причем настолько, что уже в августе эта программа должна быть представлена на суд правительства Москвы.

Если столичные власти скажут свое "да", то уже в декабре разработчики готовы выпустить в небо первые вертолеты с шашечками. Куда клиент попросит, туда и полетят. Единственное требование, чтобы на финише была вертолетная площадка.

Билеты на воздушный транспорт получаются не такими уж и дорогими. Себестоимость часа работы вертолета - примерно 600 долларов. В винтокрылой машине шесть мест. Лететь до, скажем, Шереметьева 10 минут, то есть 100 долларов. Естественно, будет некоторая коммерческая накрутка для обслуживания инфраструктуры и развития бизнеса. Но даже если она составит 100 процентов, то тогда поездка для каждого из шестерых пассажиров станет обходиться чуть больше, чем в 30 долларов.

Но, по словам Олега Никольского, уже сейчас довольно много потенциальных желающих, готовых отдать деньги за путешествие по воздуху.

Правда, есть одно "но". Сколько на самом деле будет занимать путь до аэропорта с помощью вертолета, пока что еще понятно. Дело в том, что по требованиям безопасности, естественно, всем пассажирам придется проходить еще в Москве прямо на вертолетных площадках полный паспортный контроль и личный досмотр, как и во всех аэропортах. Хотя потом в самом Шереметьеве или Домодедове эта процедура, вполне возможно, пойдет уже по облегченному варианту.

Кстати, где в Москве будут эти самые вертолетные площадки, тоже еще не совсем понятно. Пока что для эксперимента разработчики проекта взяли три площадки МЧС: две на МКАДе и одну в Тушине. Впоследствии планируется задействовать еще несколько, расположенных на московских больницах, Курском вокзале, Крылатском.

На вертолетах развитие системы пассажирского авиатранспорта не остановится. По словам Владимира Давыдова, генерального директора авиакомпании, принадлежащей правительству Москвы, параллельно с авиатакси планируется реанимировать когда-то существовавшую систему регулярных рейсов до городов, расположенных в радиусе от Москвы до 600-700 километров, осуществлявшимися небольшими самолетами. Таких, как Брянск, Курск, Ярославль, Тула, Калуга, Рязань и многих других. Перелет туда будет стоить немногим дороже, чем билет в купе поезда.

Весь же проект с авиатакси оценивается примерно в 400-500 миллионов евро, часть из которых дадут инвесторы, часть пойдет из городского бюджета. По бизнес-плану, даже при наполняемости салонов на 60-70 процентов, проект окупится через 6-7 лет.