30.06.2005 23:00
Поделиться

Цветы - "двулетники": год растут, на второй цветут

В прошлый раз мы с вами говорили о "летниках" - так очень метко в народе окрестили одноразовые цветы, чей вегетативный век недолог - с весны до осени. Поэтому в этот раз уместно отдать дань "двулетникам". Так называют многочисленные растения, которые обычно приговариваются к двухлетнему сроку содержания в цветниках и миксбордерах общего режима. В первый год они только наращивают зеленую массу и развивают корневую систему, а обильным цветением в полную силу радуют только следующим летом.

Впрочем, само название "двулетники" довольно условно, ведь многие растения этой группы способны жить гораздо дольше, просто уже на третий год резко теряют свои декоративные качества. Мне приходилось (и довольно часто) сталкиваться с упорным нежеланием садоводов разводить двулетники (мол, чего их сажать - зацветут только через год, а там и вовсе пропадут). Конечно, "на вкус и цвет товарищей нет", но позвольте привести несколько аргументов в пользу именно этих растений. Во-первых, большинство из них так долго готовится к тому, чтобы появиться во всей красе только потому, что цвести собираются в полный рост, буйно, долго и весело (у однолетников на такое силенок не хватит, а многолетники отнюдь не "марафонцы", а все больше "спринтеры"). Кстати, на моей памяти были прецеденты, когда посаженные слишком рано и развивающиеся при хорошем уходе и удачных климатических условиях колокольчики, маргаритки или мальвы зацветали и на первый год. Во-вторых, многие двулетники прекрасно размножаются сами, без вашей помощи. Я знаю изумительную поляну белоснежных и голубых садовых колокольчиков, которая уже много лет существует сама по себе.

Еще одна общая черта "осужденных на два года" - это их неприхотливость. Правда, подавляющее большинство не переносит застоя весенней влаги, но особых неженок среди них не встречается. Розетки первого года (до цветения) отлично вписываются в разношерстную компанию традиционных цветников, так что место для них можно найти даже в самом маленьком садике. Есть и одно, даже не маленькое, а большое "НО"! Очень любят продавать на рынках цветущие двулетники, выдавая их за многолетние культуры. Вот зайдите прямо сейчас на любой рынок, и сразу же бросятся вам в глаза: скромные кустики "анютиных глазок", раскидистые гигантские колокольчики и несравненные наперстянки. Держу пари, что три из пяти опрошенных вами милейших бабушек будут уверять, что это такой многолетний сорт: "Да что вы мне говорите, у меня этот куст рос, когда еще Хрущева не сняли!" Не далее как вчера строгая викторианская леди с внешностью мисс Марпл, гневно поблескивая стеклами пенсне, устроила вашему покорному слуге публичную выволочку и объяснила, что совершенно незачем оскорблять благородную "садовую герань", называя ее однолетником, да еще из вульгарного семейства мальвовых. На самом деле за нее выдавали цветущую белую лаватеру, от которой на следующий год останутся только сухие былинки. Во всяком случае утешайте себя тем, что подавляющее большинство двулетников успеют завязать семена (вы же их соберете и посадите - не так ли?) и продлить свой род в вашем саду. Ведь несмотря на короткий "срок", права на размножение их никто не лишал.

Есть и другие достоинства у двулетников, их по достоинству смогут оценить только те, кто уже сошелся с ними "накоротке". Но мне бы сегодня очень хотелось обратить ваше внимание только на три "Грации матери Флоры" - скромные, но необыкновенно обаятельные, без которых просто невозможно себе представить русский цветущий сад.

Украсьте сад мышиными ушами

Ну как же нам с вами не повезло, что не застали мы тех прекрасных времен, когда из слез неутешных вдов и раскаявшихся грешниц вырастали прекрасные цветы! Судя по всему, такие чудеса случались повсеместно, во всяком случае я уже затрудняюсь перечислить, какое огромное количество красиво цветущих растений материализовалось из капель крови, пота и выделений слезных желез (кстати, другие железы в легендах тоже фигурируют). Самое любопытное, что одинаковые теории возникновения цветов порой выдвигают совершенно разные, изолированные друг от друга народы. Вот, например, "незабудка" на многих языках мира звучит приблизительно одинаково, хотя существенно отличаются предыстории этого оригинального названия. По одной версии некий юноша решил нарвать своей любимой прелестных голубых цветов (во время прогулки по болоту). Но, как только молодой человек сошел с тропинки и ступил на цветущую поляну, предательская топь поглотила его (согласно другой легенде он сорвался в бурный поток горной реки), несчастный влюбленный успел только крикнуть: "Незабу..." По другой версии, когда Господь раздал имена всем созданным растениям и животным, к нему обратилась скромная травка и попросила назвать как-нибудь и ее. "Не бойся, не забуду!", - великодушно пообещал Всевышний, да так и стал звать голубоглазую - незабудкой (есть вариация: скромная травка пожаловалась Богу, что забыла свое имя, и Творец строго наказал ей: "Не забудь!"). Между этими версиями лежит множество промежуточных легенд, баек и преданий, которые каждый народ раскрашивает в соответствии с собственным национальным колоритом. А вот латинское название растения никакого отношения к памяти не имеет, а переводится как "мышкины ушки" (myosotis). Вот уж не знаю, водились ли во времена Карла Линнея голубые мыши, да и каким вычурным воображением надо обладать, чтобы увидеть в форме цветков уши мышевидного грызуна (хотя шнапс в Европе пили и в те далекие годы)! Однако давно пора сказать об этом скромном и обаятельном цветке несколько теплых слов, которые он, безусловно, заслуживает.

Всего в роде около 50 видов, но все чудесные сорта, которые никогда не теряют своей популярности, происходят от двух природных видов: незабудки лесной и ее альпийской сестры. Сейчас на рынках можно без труда отыскать не только различные оттенки традиционной голубой незабудки, но и очень интересные культивары с белоснежными, розовыми и даже почти красными цветками. Причем при семенном размножении вы получите довольно сильный разброс признаков. Скажем, посадили "Кармин кинг" с темно розовыми цветками, а среди детей обнаружите и белобрысых, и голубоглазых отроков.

Об особенностях агротехники долго говорить не придется - "мышкины ушки" очень неприхотливы и чрезвычайно декоративны. Какие восхитительные лазурные облачка они образуют весной вокруг нарциссов и тюльпанов! Кстати, они прекрасно размножаются семенами, поэтому довольно бесцеремонно разгуливают без спросу по всему саду. Однако если хотите поддерживать "чистоту расы", то удаляйте после цветения старые растения и регулярно подсеивайте новые, только помните, что у незабудок (так же, как у колокольчиков и наперстянок) семена всходят только в том случае, если их оставили на самой поверхности почвы и не присыпали землей. Знаете, как их удобнее всего собирать? Срезать весь кустик и осторожно разложить его на бумаге, там он дозреет, и мельчайшие семена, которые посыплются из коробочек, удастся сохранить без потерь. Особенно ценные сорта можно размножать 4-5-сантиметровыми черенками, вот тогда они стопроцентно сохраняют родительские достоинства.

Анютины глазки

Есть много на свете вопросов, ответов на которые мы уже не найдем никогда, с этим надо просто смириться. Один из них - кто была та самая Анюта, в честь которой назвали декоративную фиалку и, кстати, какого же все-таки цвета были ее глаза, поскольку нет такого оттенка, который не играл бы на лепестках вышеозначенного растения? На самом деле крупные цветы всех цветов радуги, знакомые любому из нас по городским клумбам, - самые обыкновенные гибриды, у которых есть даже собственное имя - фиалки Виттрока. Обычно они разводятся как двулетники, хотя, в принципе, живут намного дольше. Кстати, по одной из версий фиалки или виолы, как их называют ботаники, тоже возникли из слез. Да еще не кого-нибудь, а самого Адама! Это были слезы радости и раскаяния в ответ на благую весть, что Господь простил их с Евой за тяжкие грехи. Другие легенды трогать не будем, поскольку их хватит на целый сборник, добрую половину которого составят античные мифы и средневековые предания.

Но вот что интересно - древние народы любили скромные незабудки, фиалки и маргаритки гораздо больше, чем царственно-красивые цветы, достойные божественных садов. В частности, великий Гомер, описывая благоухающие сады нимфы Калипсо, упоминает чудесный тенистый грот, который так искусно был убран фиалками, что даже вечно спешащий куда-то Гермес всякий раз, пролетая мимо на крылатых сандалиях, не мог не остановиться, чтобы отдохнуть и полюбоваться чудным уголком. Фанатические поклонники этого милого и скромного растения жили во все времена. Покои и платья великой Сары Бернар были буквально пропитаны ароматом фиалок, а по столам круглый год стояли вазы с живыми цветами. Другая, не менее популярная в свое время актриса, мадемуазель Клерон, на протяжение 20 лет ежедневно получала от своего вечного поклонника букетик живых фиалок, а чтобы продемонстрировать взаимность чувств, выдергивала из него один цветочек, заваривала вместо чая и непременно выпивала. Злые завистники уверяли, что это зелье придавало мадмуазель неиссякаемые любовные силы, которыми она славилась. Кстати, о неистовой любви: говорят, Жозефина покорила сердце молодого Бонапарта Наполеона именно тем, что выделялась среди республиканских модниц свежестью и красотой, которые особенно подчеркивал венок из фиалок, в то время как ее надменные соперницы явились будущему императору в холодном сиянье драгоценных каменьев.

Среди прочих есть даже оригинальная трагическая версия возникновения прелестных цветков: не кто иной, как сам громовержец Зевс превратил в анютины глазки смертных пастухов, в наказанье за их дерзновенный вуайеризм (несчастные подсмотрели божественную наготу богини любви Афродиты, совершавшую омовение в священном источнике). Вот видите, даже малой толики всех этих преданий и достоверных историй довольно, чтобы почтительно склонить голову над заветным растением, которое так трогательно любили во все времена! Теперь и вы обратите внимание на голубой невзрачный цветочек, искоркой тлеющий в редкой весенней траве на лесных опушках. Скорее всего, это будет виола канина (собачья фиалка) - самая распространенная в наших краях, хотя других видов этого растения в России растет немало.

Я знаю коллекции, в которых десятки различных виол как аборигенной флоры, так и заморской. Кстати, случится побывать во Франции, не подарите ненароком кому-нибудь букет из белых анютиных глазок - там они считаются таинственным и всесильным символом смерти!

Ну, а теперь несколько практических советов. Во-первых, разноцветные "рожицы" этих цветов преданным взглядом провожают летнее светило. Поэтому если будете их высаживать большой группой, позаботьтесь о том, чтобы не любоваться их затылками с северной стороны. Во-вторых, в легкой полутени они будут цвести несколько дольше. В-третьих, виолы никогда не отличались оригинальностью взглядов на садовую жизнь, так что категорически не приемлют свежего навоза! В-четвертых, если будете собирать семена, снимайте их прямо в цельных коробочках (не ждите, когда они треснут и раскроются), положите в бумажные пакеты, где они прекрасно дозреют сами и тогда вы обойдетесь без напрасных потерь. В-пятых, если хотите сохранить интересную форму, то размножайте понравившийся экземпляр исключительно вегетативно (черенкованием или делением куста). В-шестых, для ранневесеннего цветения их обычно высаживают в конце июня - начале июля, так что - самое время!

Глаза дня

Именно так переводится с английского языка название наших маргариток. Этимология незамысловата и доступна пониманию не только островитян, но даже жителей материка (вечером цветки закрываются). Это, пожалуй, третья скромница, которую обожают во всех странах, где она только ни появляется, несмотря на вероисповедание и особенности национальных традиций. Кстати, русское название "маргаритка" происходит от греческого слова margarites (жемчужина), которое, в свою очередь, состоит из двух корней: mar - море и garites - слезы (вот видите - опять слезы!). В античных преданиях чаще всего фигурирует один наиболее популярный сюжет, связанный с историей возникновения цветов, различаются только фабулы, имена и детали. Такое впечатление, что редкой нимфой не очаровывался какой-нибудь похотливый бог (в языческом пантеоне их было предостаточно). И тогда несчастная, не в силах терпеть очередных домогательств, обращалась с мольбой к верховным олимпийцам, а те превращали фригидных целомудрениц в цветы или деревья. Правда, обращенная в маргаритку, нимфа Белидес строгим нравом не обладала, просто она так эротично резвилась со своим бойфрендом Ефигеем, что ее взалкал этрусский бог времен года Вертумен. Спасаясь от навязчивого старика, Белидес обратилась с мольбой к верховным божествам, и те превратили ее в "хорошенький полевой цветок" (как писал в одном своем очерке дореволюционный классик популярной биологической литературы Александр Федорович Золотницкий). Во всяком случае латинское имя маргаритки - вечная красавица (bellis perrenis).

В большинстве христианских стран ее, правда, называют "цветок Пресвятой девы Марии". Дело в том, что многие европейцы полагают, что именно маргаритка была любимым растением самого Спасителя. Рассказывают, что Богородица Мария, желая как-то зимой доставить удовольствие маленькому Иисусу, сама смастерила искусственные цветы из белых и желтых шелковых ниток, причем несколько раз довольно сильно уколола пальцы иглой (вот почему на белых или розовых лепестках частенько проступают "кровавые" пятна). Цветы так понравились младенцу, что он бережно хранил их всю зиму, а весной высадил в долине Назарета. Странно было бы, если любимые игрушки, посаженные божественной рукой, не превратились бы в живые цветы!

Кстати, маргаритки сыграли довольно заметную роль в земной жизни Пресвятой Богородицы и сына Божьего. Во всяком случае с ними связано немало легенд. По одной из версий, еще юная дева Мария, глядя на небо, высказала желание, как хорошо бы было, если бы звезды превратились в цветы и она могла бы с ними играть. Всевышний услышал эту мечту и на земле появились маргаритки, которые с тех пор олицетворяют скромность и добродетель. Недаром великий Шекспир писал об этом цветке с нежностью и умилением: "Whose white investements figure innocence" ("Чья белая одежда изображает невинность"). В Англии, между прочим, маргаритка - один из культовых (как принято теперь выражаться) цветков, без которого невозможно представить себе ни один сквер, парк или сад.

А какие восхитительные маргаритки рассыпаны по газонам нашего Александровского сада вокруг Кремля! Никогда не замечали? Сколько себя помню, крошечные цветочки всегда жили там своей жизнью, плодились и размножались и прекрасно себя чувствовали, несмотря на регулярные обкашивания. Видимо, пора все-таки поговорить об агротехнике "вечномолодой красавицы", поскольку о преданиях и легендах, где она фигурирует, можно написать целую книгу (поверьте, столько материала не наберется даже о благородных и царственных цветах).

Так вот, хлопот садоводам она обычно не доставляет. Также условно числится в двулетниках, хотя может задержаться на этом свете на гораздо большее время. Принадлежит семейству астровых, отлично себя чувствует в нашем климате.

Крупноцветковые и шибко махровые сорта в наших северных широтах лучше прикрывать на зиму лапником или сухими листьями. Если их побьет морозом, то весной они могут потерять свою махровость или корзинки цветков не вырастут достаточно большими. Вот, собственно, и все, что можно рассказать о маргаритке. Хотя напоследок добавлю всего несколько фраз о трех прелестных скромницах. Многие считают все эти незатейливые цветочки вульгарными и плебейскими, этаким "моветоном". Что на это возразить? Вы можете засадить весь сад одними только сортовыми лилиями, розами и орхидеями, но не будет того шарма, который сразу же подкупает в обыкновенном деревенском палисаднике, потому что... Я лучше цитату из письма Николая Васильевича Гоголя известной красавице Авдотье Панаевой (которую поэт Некрасов у лучшего друга увел) приведу: "Баден-Баден без Вас - как каша без масла!"