"Война миров" Спилберга вышла в прокат

Другой мечтатель, Стивен Спилберг, возможно, слишком долго грезил о фильме про нашествие марсиан: он утонул в накопившихся благих намерениях. Получилось пособие для нерадивых папаш на материале марсианской войны с неясными последствиями.

Действие перенесено в наши дни, а герой стал рабочим в доке; он развелся с женой и теперь с трудом справляется с двумя детьми - дылдой сыном и вечно канючащей дочкой. Начало фильма вводит нас в обстоятельства этой жизни и оживляется лишь с появлением спецэффектов, на которые Спилберг мастер. Высадка марсиан на Землю подана как помесь грозы со смерчем, но уже здесь очень портит дело спешка в изготовлении фильма - режиссеру явно некогда заботиться о достоверности в поведении персонажей. И вот вообразите угрожающе вздымающийся асфальт под ногами толпы, которая и не думает волноваться, а смотрит на кошмар как на кино, не трогаясь с места. Так бывает, когда толпу снимут отдельно, а землю под ее ногами потом станут взрывать на компьютере, - получится все, кроме ужаса в глазах людей и их реакции на жуткие события. Эта неадекватность поведения героев, от главных до массовки, будет портить фильм постоянно, подрывая и без того хлипкую веру в происходящее.

У Спилберга получилось пособие для нерадивых папаш на материале марсианской войны

Кроме спецэффектов, Спилберг любит делать душеспасительное кино. Он уже поразил мир душераздирающим зрелищем коленопреклоненного ветерана на могиле павших солдат в "Спасении рядового Райана", где мощь спецэффектов соседствует с редкой по сусальности сюжетной клюквой. Теперь он делает не столько фантастику, сколько педагогическую поэму: плохой папа получает суровый урок жизни и становится папой хорошим.

Папу играет Том Круз, и он столько не плакал за всю свою экранную карьеру. Его лицо постоянно залито слезами, он вечно близок к истерике, так что не только его рвущийся в бой сын, но и дочка, не ко времени захотевшая пописать, в сравнении с ним кажется апофеозом человеческого мужества. Нежданная сентиментальность суперстара делает героя бездейственным и бесхарактерным - следить за ним тоскливо.

По жанру это семейная драма на фоне экстрима. Америка не знала войн на своей территории, и марсиане в этом кино играют ту же роль, что фашисты в нашем фильме "Жила была девочка". Попытка вот так "заземлить" космическую фантазию Уэллса и перевести ее в ряд бытовой военной драмы изначально обречена на провал: для реальной войны все слишком картонно, для фантазии - слишком бескрыло. Действие протекает преимущественно в темных подвалах-бункерах, в толпах кричащих беженцев, среди мародеров и полубезумных. Сюжет, написанный Уэллсом за несколько лет до Первой мировой войны, был рассчитан на мир, еще не познавший глобальных битв, и экранизировать его сегодня всерьез - что делать научный фильм по роману Жюля Верна "Из пушки на Луну". На какое чудо здесь рассчитывал Спилберг - понять нельзя.

После пиршества спецэффектов в блокбастерах класса "Властелин колец", "Гарри Поттер" или "Звездные войны" немногие трюки, придуманные Спилбергом, удивляют примитивностью - даже не исполнения, а фантазии. Она так тяжеловесна, неповоротлива и психологически недостоверна, что, кажется, создателя "Близких контактов третьей степени" покинули и воображение, и чувство реальности одновременно - ни одному кадру не веришь.

Облик марсианских военных машин - цитата из Уэллса: циклопические треножники. С поправкой на современные возможности: ноги подобны щупальцам осьминогов. Выползший из недр машины пришелец заимствован из гениального фильма лучшей поры Спилберга - "Инопланетянин". Как правильно сказал Том Круз, это все тот же Е.Т., только выросший и ставший плохим парнем. Фильм напоминает повторение пройденного, только на более убогом уровне. Спилберг даже не позаботился создать целостный мир тотальной войны, и ее размах неясен - только покажется, что вся планета в огне, как на экране возникнет земной рай в виде мирного дома, где измученных героев радостно встретят родные и близкие.

Закадровый голос, как в старом киножурнале "Наука и техника", торжественно вещает о божественных микроорганизмах, погубивших пришельцев, и финал с плавающими по экрану амебами-корненожками смотрится как жирная роспись в творческой несостоятельности. Несмотря на смутные параллели, которые Спилберг пытается провести с современным терроризмом, в его новой картине нет ровно никакого смысла, ради которого стоило бы потратить два часа жизни.