Калининграду подарили 6 скверов и саммит

Сегодня в Калининграде начались трехдневные торжества по случаю 750-летия города. Помимо пышных торжеств и многочисленных развлекательных мероприятий в городе пройдет трехсторонняя встреча президентов России, Франции и канцлера Германии и заседание Госсовета по вопросам региональной политики.

Самолет Владимира Путина приземлится на военном аэродроме Чкаловск. Изначально президента планировали встречать на гражданском аэродроме Храброво, но после того, как выяснилось, что его взлетно-посадочная полоса не в состоянии принять тяжелый президентский лайнер, минобороны спешно выделило больше десяти миллиардов рублей на приведение в порядок своей "взлетки". Балтфлот трудился ударными темпами и успел к юбилею.

Планируется также участие президента Путина и канцлера Шредера в мероприятиях в университете, связанных с его переименованием в Российский государственный университет имени Иммануила Канта. В воскресенье с участием глав двух стран ожидается открытие мемориальной доски памяти философа и возложение цветов к его могиле у стены Кафедрального собора XIV века.

Более подробно президентские маршруты не разглашаются. Местные СМИ в отсутствие официальной информации щедро делятся неофициальной. К примеру, о том, что жить президент Путин будет там же, где и во время своего предыдущего визита в Калининград в 2003 году, - в закрытом ведомственном пансионате в национальном природном парке Куршская коса.

Возможно, здесь же пройдет и встреча глав трех держав. Точное ее место держится в секрете, зато известно, за каким столом они будут встречаться. Круглый стол диаметром 2,5 метра с янтарной мозаикой в центре изготовила одна из местных мебельных фабрик по заказу Кремля.

Еще не начавшись, 750-летие самого западного российского города, отрезанного границами от основной территории страны, послужило поводом для нескольких международных скандалов. Не будучи официально приглашены на торжества, высказали недоумение руководители Литвы и Польши - государств, вместе с Калининградской областью составлявших до Второй мировой войны немецкую провинцию Восточная Пруссия.

Глава российского МИДа Сергей Лавров на это ответил, что 750-летие Калининграда является российским событием и отмечаться будет российским руководством в сотрудничестве с руководством Калининградской области, которое пригласило на эти мероприятия и представителей соседних регионов сопредельных стран. По данным представительства МИДа в Калининграде, подтвердили свое участие в калининградском юбилее замминистра внутренних дел Польши Павел Даковский, замглавы МИДа Литвы Альбинас Янушка, а также послы Польши и Литвы в России.

Какой же день рождения без подарков? Их город уже начал и принимать, и дарить. Шесть новых скверов подарят Калининграду Санкт-Петербург, Германия, Швеция, Голландия, Дания и Литва. В городе, помимо отреставрированных памятников архитектуры и истории, появится несколько новых скульптур - первого герцога Пруссии Альбрехта Бранденбургского, литовского просветителя Людвигаса Резы, астронома Николая Коперника...

Серебряные ложечки подарит мэрия Калининграда каждому родившемуся в День города младенцу (заготовлено сорок ложек). Получат подарки и гости юбилея. Для Владимира Путина калининградские мастера изготовили сувенир из янтаря с серебром (какой именно - держится пока в секрете). Подготовлены подарки и для глав Германии и Франции.

реформа

Завтра в Калининграде пройдет заседание президиума Государственного
совета Российской Федерации, которое проведет президент Владимир Путин.

На нем будут обсуждаться вопросы повышения роли субъектов РФ в решении перспективных задач социально-экономического развития. Разговор об этом невозможен без упоминания Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января будущего года, и о проблемах на пути его реализации.

Напомним, Федеральный закон N 131-ФЗ, подписанный Владимиром Путиным еще 6 октября 2003 года, четко разграничивает полномочия и ответственность субъектов власти на всех уровнях и регулирует бюджетные отношения между федеральным центром, регионами и муниципалитетами (число последних увеличилось более чем вдвое - с 11,5 до 24 тысяч). Закон содержит принципиально иную схему организации местного самоуправления, затрагивающую все его элементы: территориальную организацию, вопросы ведения, систему формирования органов самоуправления, контроля за их деятельностью, формирования бюджета.

Результатом введения закона, по задумке разработчиков, должна стать большая самостоятельность муниципалитетов и, как следствие, более активное участие граждан в решении самого широкого круга вопросов местного значения. В перспективе ФЗ N 131-ФЗ должен способствовать укреплению в России демократии (в буквальном понимании этого слова - "власть народа"). Так, новый закон в отличие от старых нормативных актов содержит более полный перечень способов и возможностей участия граждан в местном самоуправлении. К примеру, он предусматривает обязательные публичные слушания по проекту устава муниципального образования, формирования местного бюджета и отчета о его исполнении и некоторым другим вопросам.

Закон четко разграничивает собственность и сферы ведения региональных, муниципальных и местных властей. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, землепользования, застройки территории, благоустройства и озеленения, организации досуга, развития спорта, обеспечения пожарной безопасности, уличного освещения и некоторые другие отнесены к компетенции поселений. Образование, медицинская помощь, охрана общественного порядка, окружающей среды - прерогатива властей муниципального района. Энергообеспечение, содержание и строительство дорог, сбор мусора, общественный транспорт, связь, общественное питание, торговля, социальная опека - эти вопросы также разграничены между поселениями и муниципальными районами. При этом в ряде случаев муниципальная власть не должна предоставлять услуги населению самостоятельно, но обязана создать условия для их предоставления.

Естественно, появление новых структур публичной власти на местах должно быть обеспечено материально. Закон предусматривает соответствующее перераспределение поступлений от федеральных и местных налогов в бюджеты разного уровня.

При всей стройности схемы, наличии своеобразных уровней защиты и страховочных обратных связей между бюджетами возможные проблемы видны уже сейчас. Сегодня многие политики и экономисты говорят о том, что местные бюджеты в соответствии с расчетами не будут заполнены и наполовину. По оценке экспертов Совета Федерации, общая сумма расходных обязательств муниципалитетов в следующем году составит около 800 миллиардов рублей (747,2 миллиарда по данным минфина), а расчетная налоговая база даст муниципалитетам всего 360-370 миллиардов дохода (минфин ожидает 483,3 миллиарда). На уровень самоокупаемости, таким образом, выйдет не более 10 процентов муниципалитетов. Разговоры о необходимости крупномасштабных вливаний из федерального бюджета для обеспечения проведения реформы стали общим местом всех экономических и политических форумов, на которых так или иначе затрагивается эта тема. Самая малая озвученная цифра необходимых дотаций - 300 миллиардов рублей, верхняя же планка сопоставима с размерами Стабилизационного фонда (естественно, что средства Стабфонда на эти нужды ни в коем случае тратиться не будут).

Правительству пеняют на то, что оно переоценило ожидаемый положительный эффект реформы (или недооценило негативные факторы) и не предусмотрело в бюджете дополнительных источников дохода для финансирования муниципальной реформы.

   опрос

Сергей Марков
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Реформа местного самоуправления России необходима, поскольку позволяет подключить людей к участию в управлении своей обыденной жизнью. Кроме того, она создает институты, которые могли бы решить проблемы на местах, порождающие коррупцию.

Я считаю, что в целом идея реформы неплоха, но в ней есть и свои недочеты. Во-первых, значительно увеличивается количество местных чиновников, в то время как вопросы, связанные с их финансированием, в законы не заложены. Можно понимать так, что все ляжет на местные бюджеты. Поэтому губернаторы осторожно высказывались против такого варианта реформы, а сейчас открыто просят отложить ее введение. Первые опыты реформирования муниципалитетов, проведенные в ряде регионов, только подтвердили опасения местных властей.

Валерий Хомяков
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СОВЕТА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Я думаю, что замораживание реформы местного самоуправления очень вероятно хотя бы потому, что затрагивает большие слои населения. И накануне очередного политического цикла власть вряд ли решиться будоражить граждан. Поэтому реализацию ее перенесут на вторую половину 2008 года.

Сейчас в стране нет предпосылок для введения реформы в действие. Нет условий экономических, нет условий кадровых и нет условий политических. Также накладывается проведение других, не менее актуальных реформ, таких, как жилищно-коммунального хозяйства, утихшие, но все еще свежие проблемы с реформой льгот. Президент, конечно, не станет заявлять об этом публично. Скорее, решение будет оформлено в виде поправок в закон депутатами Государственной Думы, которые и отложат реализацию реформы.