Сегодня за вывоз мусора москвич платит 18 рублей. За эти деньги он имеет право выбросить ежемесячно 22 килограмма мусора, или 270 в год. В последний раз этот норматив корректировался в начале этого года, тогда жителям столицы "добавили" 8 килограммов в год, или 20 граммов в день. Между тем быт большинства москвичей сегодня мало чем отличается от быта жителя Берлина, Женевы или Рима, который, по данным ассоциации "Мусорщики Москвы", ежегодно "производит" 350-450 килограммов отходов. В "ассортименте" наших отходов за последние годы появились тяжеленные использованные памперсы и другие предметы гигиены, многочисленные бутылки, которые мало кто таскает сдавать за копейки, и горы самой разной упаковки.
С начала года, по словам Дмитрия Семенова, исполняющего обязанности начальника объединения административно-технических инспекций Москвы, в городе обнаружили около тысячи двухсот мусорных навалов. Где-то они появились из-за нерадивости дворников, где-то из-за несоблюдения сроков вывоза мусора транспортной компанией. В этих случаях - без вопросов - виновный будет наказан. Сначала инспектор, который бывает на всех своих помойках минимум раз в три дня, составит предупреждение, а потом наложит штраф в пять тысяч рублей. Но иногда инспекторы оказываются бессильны. Формально все в порядке: сроки договора соблюдаются, дворник старательно чистит вверенную ему территорию, а помойки все равно полны. Причина банальна: мусор с утра вывезли, но к полудню его накидали снова. Разового вывоза, который предписывают коммунальные правила и на котором завязан тариф, недостаточно.
- Посудите сами, - рассуждает директор ДЕЗа "Чертаново-Южное" Александр Орешкин. - Раньше люди выбрасывали кровати раз в десять лет, а телевизоры не выбрасывали никогда. Селедку заворачивали в бумажку, а не в пластиковый лоток, а бутылки из-под кефира сдавали обратно в магазин. А сейчас? Сегодняшние тарифы на вывоз мусора не соответствуют действительности.
Как контролер, Дмитрий Семенов знает, хороший хозяин ДЕЗа всегда найдет возможность поддержать на своей территории чистоту. И по его мнению, нормы в существенном пересмотре не нуждаются. Директорам коммунальных предприятий остается только поддерживать свою репутацию и вывозить мусор по два раза в день. Первый раз, как и положено, - за счет жителей, второй - уже за счет предприятия.
Низкие тарифы породили еще одну проблему - отсутствие выбора перевозчика. Надежные транспортные фирмы стоят дорого. Вот и приходится соглашаться на предложения сомнительных предприятий, где может быть вообще одна машина. Да и сами крупные автопредприятия не так уж и охотно выставляются на конкурсы по вывозу мусора. Договора с ними заключаются на год. Такой короткий срок лишает привлекательности этот вид бизнеса. Для транспортных компаний не имеет смысла брать дорогостоящие мусорные машины в лизинг, если неизвестно, будет ли заключен с тобой контракт на будущий год.
На все факты несвоевременного вывоза мусора можно пожаловаться как в свою управу, желательно, письменно, так и на "горячую линию" ОАТИ: 912-16-28.