Впрочем, власти занялись парком безотносительно к юбилею. "Это любимое место отдыха москвичей, где по выходным бывает по 50-60 тысяч горожан, а когда гуляют танкисты и десантники, то и еще больше, - сказал, представляя проект, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Условий же нормальных там давно уже нет. Все обветшало". "Наша главная задача, - позже пояснил Кузьмин корреспонденту "РГ", - закончить то, что было начато нашими предшественниками, и сделать то, чего не хватает". Создавали же парк, замечу, выдающиеся российские архитекторы. Самыми первыми из них были конструктивисты Константин Мельников и Эль Лисицкий, а в 1934 году эстафету у них принял Александр Власов - главный архитектор Москвы. Когда-то на этом заливном лугу в пойме Москвы-реки паслись царские лошади, а по краям стояли усадьбы московской знати - Голицыных, Орловых, Лопухиных и других. Позже москвичи разводили там огороды. Ну а при советской власти территория превратилась уже в гигантскую свалку.
Расчистив ее кусочек, в 1923 году молодая советская республика открыла здесь первую сельхозвыставку - предшественницу будущей ВДНХ. Специально построенный для нее павильон по проекту архитектора Желтковского стал к моменту создания парка в 1928 году самым первым его строением. Сейчас от него остались одни руины. Но он - памятник культурного наследия, и потому авторы нынешнего проекта реконструкции - мастерская Центрального административного округа под руководством Бориса Бадэ, планируют его реставрировать и разместить там досуговый центр. Хотели также реконструировать и театр Оперетты, но он сохранился настолько плохо, что проще построить новый театр-мюзикл. По соседству расположится музейно-театральный комплекс, где может разместиться, например, экспозиция XX века музея Москвы. Сохранится и театр Эстрады - некогда самый большой в стране под открытым небом, здесь насчитывалось 20 тысяч мест. Сейчас он будет немного меньше за счет уменьшения по краям партера.
Проект предусматривает снос всех убогих палаток-сараев, в которых ютится общепит, - вместо них появятся современные павильоны для ресторанов с самой разнообразной кухней. "Это должен быть современный парк - удобный и комфортный", - сказал корреспонденту "РГ" Борис Бадэ. С этой же целью появятся два новых входа - со стороны Ленинского проспекта и Третьего транспортного кольца, а также три паркинга общей сложностью почти на 7 тысяч машиномест. К природе же авторы проекта обещают отнестись крайне бережно. Восстановить историческую планировку дорожек, нарушенную за годы советской власти, вернуть почти полностью изжитые поляны и прочие пейзажи. А вот пожарное депо, невесть как сюда проникшее еще в 1955 году, наконец из ЦПКиО выведут. У экологов на этот счет давно руки чешутся - нет сил смотреть, как пожарные моют там свои машины, а воду сливают под корни деревьев.
"А что скажет на этот счет федеральный научно-методический совет? - высказал свои сомнения по поводу услышанных планов член градостроительного совета Алексей Клименко. - Ведь парк имени Горького - памятник федерального значения, и любые постройки на его территории запрещены". - "Какой такой совет? - удивился Юрий Лужков. - Впервые о нем слышу..." - "Да в нем два питерца и один красноярец, остальные москвичи, так что разберемся", - успокоил мэра Александр Кузьмин. И поделился на прощание с корреспондентом "РГ" своей главной мечтой: "Уберем наконец из аттракционов "Буран". Нельзя путать нашу героическую историю освоения космоса с развлечениями". "Ну а сами-то аттракционы останутся в парке Горького?" - поинтересовалась я. "Конечно. Их просто обновят, как делалось уже неоднократно, - ведь самые первые из них были деревянными".