Топливный кризис Юлии Тимошенко

Похоже, битва правительства Украины с российскими "бензиновыми олигархами", отказавшимися торговать топливом по той цене, которую им указало правительство Юлии Тимошенко, переросла в масштабное энергетическое побоище. Россия (и Туркмения) требует от Украины перехода от бартера на денежную оплату газа. В ответ Украина резко взвинтила цену на электричество, которое она поставляет южным регионам России. И, наконец, вчера г-жа Тимошенко сообщила, что нашла коррупционеров, которые воруют у народа энергоресурсы.

Когда "железная Юлия" вытаскивает на свет свой не менее железный аргумент о коррупции - значит, дело плохо. И все чисто экономические способы разрешения конфликта исчерпаны. Суть же конфликта проста: обе стороны хотят торговать своими товарами по мировым ценам (мы - газом, они - электричеством), но никто не хочет ничего по мировым ценам покупать.

Новый виток конфликта начался с того, что "Газпром" обратил внимание на 7,8 миллиарда кубов российского газа, которые лежали в подземных хранилищах в Украине и которые та якобы не собиралась возвращать. Когда подземные тайны всплыли на поверхность, Украина предложила вернуть эти кубы равными долями в течение трех лет. "Газпром" счел этот вариант неприемлемым, назвав его в своем пресс-релизе "беспрецедентным кредитованием украинской экономики на сотни миллионов долларов". И просто зачел этот объем в счет тех поставок, которые компания осуществляет в Украину в качестве платы за транзит российского газа. "Газпром" зачел "подземный газ" по цене 50 долларов за тысячу кубов, что на 100 долларов дешевле мировой цены, и посчитал, что такого подарка Украине хватит за глаза.

Туркмения потребовала перехода на денежные расчеты по мировым ценам, а зачет подземных кубов означал, что Украина не получит и от России такого объема газа, на который она рассчитывала. К 1 июля "Газпром" поставил Украине 14,3 миллиарда кубов, а вместе с зачетом подземного газа выходит, что компания должна поставить Украине до конца года всего-то 1,1 миллиарда. Этого мало, даже невзирая на то, что подземный газ теперь без оговорок принадлежит Украине.

И вот последовал ответ. Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики Украины установила, что с 1 июля энергия, поставляемая из Украины в южные регионы России, должна стоить не 1,4 цента за киловатт, а 2,4 цента. Поскольку покупать электричество по такой цене невыгодно, РАО "ЕЭС России" заявило, что брать его не будет. Ко вчерашнему дню все эксперты уверились во мнении, что повышение цены "на свет" - это именно ответ на газ. Сама г-жа Тимошенко это отрицает и настаивает, что новая цена - справедливая. "Мы хотели бы продавать электроэнергию в Россию. Вопрос только окупаемости тех затрат, которые несет наша энергетическая система", - сказала она.

Люди, знающие г-жу Тимошенко, ждали, что она на этом не остановится и сделает опережающий шаг. Так и случилось. Вчера премьер предложила председателю правления НАК "Нафтогаз Украины" Алексею Ивченко сделать доклад на заседании правительства о том, "как складывается система обеспечения газом", потому что "в правительстве есть тревога" по этому вопросу. По словам премьера, "на теле "Нафтогаза" создан большой криминальный нарост, который называется RosUkrEnergo". Поясним, что речь идет о посреднической компании, основанной в прошлом году для обеспечения поставок туркменского газа в Украину. Создавали ее Виктор Янукович в качестве премьера Украины, представители правительства России, "Нафтогаз" и "Газпром". Половиной компании, по данным украинских газет, владеет Газпромбанк, половиной - Raiffeisen Investment. Если первый владелец не вызывает вопросов, то по поводу второго глава службы безопасности Украины Александр Турчинов высказался в том духе, что за ним стоят российские и украинские чиновники (естественно, украинцы представлены, если только это правда, старой, "кучмовской" гвардией). По мнению г-жи Тимошенко, "практически все операции по цене на газ шли через офшорные зоны, где определенные властные лица делились сверхприбылью". Кстати, недавно президент Туркмении Сапармурат Ниязов потребовал срочного погашения долга за поставки в 600 миллионов долларов и обвинил "Нафтагаз" в "невиданном мошенничестве".

Но карты для г-жи Тимошенко могут лечь несколько хуже, чем она предполагает. И связано это с тем раздражением, которое вызывает ее деятельность у хозяйствующих субъектов самой Украины. Они не вникают в то, кто прав, но считают, что правительство г-жи Тимошенко действует грубо, не умеет договариваться и ввергает свой бизнес в убытки. Так, на днях чиновник из Донецка Владимир Жуков заявил, что повышение Россией цены на газ сделает неконкурентоспособной украинскую металлургию. Он не стал говорить, что это г-жа Тимошенко не сумела договориться с "Газпромом", а вот украинская компания "Энергоатом" прямо расценила решение государственного регулирующего органа по повышению экспортных цен на электроэнергию как "необоснованное". Неудивительно: если Россия выкрутится без украинского тока (РАО "ЕЭС России" уже заявило о том, что прекращение поставок из Украины будет компенсировано ростом производства на наших собственных станциях), то для Украины потеря российского рынка означает снижение генерации на одной из тамошних АЭС. Поскольку затраты на содержание АЭС все равно "капают", падение ее мощности приведет к потерям в 8 миллионов долларов в месяц.

Тем временем

Вчера в Украине обнародован опрос, проведенный среди тамошних бизнесменов, госчиновников, парламентариев и партийных функционеров. Большинство опрошенных считают, что осенью Украину ждет энергетический кризис, в результате которого премьер Юлия Тимошенко будет вынуждена уйти в отставку.

Более половины респондентов считают, что отношения с Россией при Тимошенко ухудшились. 80 процентов уверены, что энергетический кризис будет, но большинство полагают, что с ним удастся справиться, хотя около 30 процентов опрошенных вовсе не видят из ситуации выхода.

Среди главных претензий к власти - просчеты в экономическом управлении, отсутствие программ отраслевого развития, "нарушения отношения с партнерами", то есть с Россией. По мнению организатора опроса, вице-президента Центра исследований корпоративных отношений Ростислава Ищенко, г-жа Тимошенко лишится поста на пике кризиса, в ноябре.