К 2007 году количество проигранных таможенниками судебных дел должно сократиться в два раза, заявил своим подчиненным на коллегии руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов. По каждому пятому судебному иску таможня сегодня терпит крах. В прошлом году бизнес отспорил более миллиарда рублей. В этом году, похоже, будет установлен новый рекорд.
Уменьшения "проигрышей" таможенные службы планируют добиваться разными способами. Во-первых, по словам Жерихова, "бороться с собственной неграмотностью". Во-вторых, чаще "ходить" в суды и прокуратуру, добиваясь единого понимания при толковании норм таможенного законодательства. В-третьих, менять те положения Таможенного кодекса, которые толкуются двояко и дают гражданам повод для обращения в суд. В-четвертых, Жерихов запретил подчиненным подавать формальные кассации и апелляции на бесперспективные судебные решения, заметив, что реально это "приносит лишь убытки федеральной казне".
Кстати, об убытках. Тревогу здесь уже бьет минфин. Согласно Гражданскому и Бюджетному кодексам за каждый проигранный таможней в судах иск, в том числе с начислением процентов, расплачивается государственная казна. Только в 2004 году предпринимателям и гражданам удалось оспорить через суды за незаконные действия таможенников более 1 миллиарда рублей. А в I квартале 2005 года эта цифра доросла уже до более полмиллиарда целковых и к концу года грозит перекрыть все рекорды.
По признанию самого Жерихова, львиная доля "убыточных" дел возникает из-за грубого нарушения процессуальных правил самими таможенниками, из-за низкого уровня знаний ими таможенных законов. В частности, половину дел суды отменяют из-за отсутствия "состава преступления". Еще одна половина "разваливается" из-за неясных, двояко толкуемых судьями таможенных норм и правил. Кроме того, как выяснилось, защищая в судах государственные интересы, таможенники зачастую относятся к ним "слишком формально", грубо говоря, спустя рукава. Доходит до того, что теряют необходимые доказательные документы. В результате только одна такая "халатность", проявленная сотрудниками Балтийской таможни, обошлась бюджету в 9 миллионов потерянных рублей. При такой ситуации и хороших адвокатах предпринимателям и гражданам ходить в суд вообще одно удовольствие. За последние несколько лет число судебных разбирательств с участием таможенных органов выросло в России в 48 раз.
"Правовая грамотность населения растет, нам не надо этого бояться, а позиция "таможенник всегда прав" пусть останется в прошлом", - увещевал подчиненных Александр Жерихов. Впрочем, они это и так понимают. И даже спланировали аккурат перед коллегией широко разрекламированную выездную акцию "На что жалуетесь". В ходе ее они наметили с глазу на глаз встретиться с недовольным бизнес-сообществом и выработать ряд рекомендаций для таможенных чиновников на местах с тем, чтобы еще до суда урегулировать спорные таможенные ситуации. Правда, первый такой выезд на Московскую западную таможню повода для оптимизма не дал. На рандеву явились меньше двух десятков посетителей, потенциальных "судебных" жалобщиков. А один из них, руководитель крупной фирмы-экспортера, на вопрос корреспондента "РГ", что же все-таки мешает ему полюбовно выяснять отношения с таможней до суда, коротко ответил - деньги. По его словам, именно с помощью арбитражных процессов ему удавалось не раз взыскивать не только ущерб, но и упущенную выгоду.
Кстати, только по статье "за упущенную выгоду" из госказны бизнесменам в 2004 году по решению судов было выплачено более 150 миллионов рублей. А в I квартале 2005 года уже 60 миллионов рублей. Так что стимул обращаться в суды у них не иссякнет.
Между тем, по мнению главы ФТС, резон посещать судебные процессы должен наконец появиться и у самих таможенных начальников, а не только их юристов.
"Когда судебные иски идут к казне - это ЧП. Но в таможнях на них не реагируют, не проводят служебных расследований, не увольняют с работы", - возмущался Жерихов.
Теперь, по его словам, все должно измениться. А таможенники вместе с представителями судов и прокуратуры обязаны будут анализировать каждую "судебную ошибку", чтобы к концу года в работе над поправками в Таможенный кодекс учесть выводы федеральных арбитражных судов округов, кассационных и надзорных инстанций судов общей юрисдикции, а также высших судебных инстанций. Впрочем, обязанность общаться с их представителями "на предмет взаимопонимания" глава ФТС вменил в собственный рабочий график.
Между тем пока таможенники по количеству провальных судебных дел (59 процентов) остаются на "почетном" втором месте. "Лидируют" нынче налоговики. Незаконными в 2004 году российские суды признали 73,5 процента решений налоговых инспекторов, которые также влетели государству в копеечку.
Кстати, не раз в последнее время, рассматривая механизмы взаимоотношения этих ведомств с налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности, отдельные эксперты предлагают оценивать работу этих ведомств и соответственно их бюджетное финансирование, не только по количеству средств, перечисляемых в бюджет, но и по количеству проигранных дел, требующих финансовых возмещений из казны. Кстати, такой инициативы от минфина в таможне, по некоторым данным, уже давно ждут.