С января по июль там погибли 51 солдат и офицер. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года скорбный список сократился в 1,3 раза, или на 37 человек.
Войск в Чечне стало меньше, но самое главное, что теперь там служат только профессиональные солдаты. Крупнейший в Вооруженных силах округ - Северо-Кавказский - лидирует в переходе на контракт. Министр не сомневается, что солдат-срочников в ближайшей перспективе заменят во всех частях постоянной готовности СКВО. В частности, это ожидает 503-й мотострелковый полк, расквартированный в Ингушетии.
Профессионализация - отнюдь не панацея от всех армейских бед, и работа с контрактниками требует от офицеров особого умения.
- Я прежде всего говорю о психологическом аспекте, - заметил Сергей Иванов. - Контрактник и срочник - разные люди, и к ним нужен различный подход, идет ли речь о боевой подготовке или укреплении дисциплины. Это должен понимать каждый командир.
К концу нынешнего года в дагестанском Ботлихе и станице Зеленчукская (Карачаево-Черкесия) сформируют две новые горно-стрелковые бригады. Это будут полностью профессиональные соединения, одна из главных задач которых - помощь "зеленым фуражкам" на российско-грузинской границе. По словам Сергея Иванова, это будут необычные формирования. Личному составу придется действовать в труднодоступной горной местности, поэтому солдат и офицеров вооружат легким оружием. Выполнять задачи они будут небольшими группами. Помимо привычных занятий по огневой, инженерной, тактической подготовке, каждый станет альпинистом - этакий российский вариант дивизии "Горный эдельвейс". В рейды по ущельям вместе с солдатами пойдут "мобилизованные" лошади, ослы и ишаки - в горах они куда полезней армейских "КамАЗов" или танков. Животных, как положено, поставят на котловое довольствие, на территории бригад для них построят конюшни или скотники.
Все это в перспективе. А пока возводятся новые военные городки для профессиональных солдат, Минобороны судится с контрактниками, не получившими деньги за службу на Северном Кавказе. Вчера Сергей Иванов объяснил, почему это происходит.
- К сожалению, когда принималось решение о материальном стимулировании участников контртеррористической операции в Чечне, механизм предоставления им надбавок к денежному содержанию оказался не до конца проработанным, - признал министр. - Поэтому теперь многие военнослужащие вынуждены обращаться в суд и добиваться выплат причитающихся им денег.
Сергей Иванов напомнил, что средства начисляются не за время пребывания солдата в Чечне, а за фактическое участие военнослужащих в боевых операциях, подтвержденное приказом командира части. Поэтому претензии тех, кто в разное время находился в командировке на Северном Кавказе, не всегда объективны.
- Но проблема существует и требует своего окончательного решения, - согласился министр обороны. - Соответствующие поправки в действующее законодательство уже внесены, а из федерального бюджета поступают средства, необходимые для погашения задолженностей по "боевым". В течение ближайшего времени государство рассчитается со своими долгами.
Вчера же Сергей Иванов провел в Ростове-на-Дону занятия с руководителями Южного федерального округа и местными силовиками. Участники этого мероприятия сошлись во мнении: организация взаимодействия в чрезвычайных ситуациях - первейшее дело. Это подтверждают в том числе последние события в Дагестане. Подрывы военных машин, охота за милиционерами, массовый террор, развязанный в этой республике, по словам министра обороны, четко показали: в одиночку с таким злом правоохранителям не справиться, и только силовой метод борьбы с ним вряд ли будет эффективным.
Между тем
В Дагестане нужны срочные меры по противодействию терроризму и криминалу, заявил и присутствовавший на совещании полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. "Для этих целей сегодня привлечено максимально возможное количество правоохранительных сил центрального аппарата министерства внутренних дел", - сказал он.