12.07.2005 01:00
    Поделиться

    Правовая база не готова к атакам террористов

    Это наглядно подтверждает пример самой жуткой трагедии, разыгравшейся в школе североосетинского Беслана именно 1 сентября. Прошел год, но до сих пор мы не знаем, понесет ли кто ответственность среди чиновников и силовиков. По крайней мере официально такого заявления не звучало. Более того, якобы выяснилось, что привлекать некого, так как освобождением заложников командовали все, а конкретно никто. И потому "рабочая" статья 293 УК РФ за халатность в случае ответственности за теракт пока не у дел.

    В нашем законодательстве нет четко прописанного единого закона по отражению террористической угрозы. Сейчас правовую базу по этой теме составляют немногочисленные и даже противоречащие друг другу документы, главный из которых - закон о противодействии терроризму и политическому экстремизму - будет рассмотрен во втором чтении только осенью нынешнего года.

    Вот что рассказал нашему специальному корреспонденту глава парламентской комиссии Совета Федерации Александр Торшин:

    - В рамках парламентского расследования мы заслушивали на комиссии главу МВД России Рашида Нургалиева. Он к нам пришел с законом о терроризме и подзаконными актами, согласно которым следует, что руководство всей операцией в случае теракта переходит к МВД только в том случае, если террористы не выдвигают политических требований. В противном случае главенство руководства оперативным штабом за ФСБ. Нургалиев привел и такой факт: третьего сентября прошлого года за полдня боев возле бесланской школы погиб всего лишь один гражданский человек из числа так называемых ополченцев. Это значит, что все обвинения, будто оцепление из сотрудников милиции было организовано из рук вон плохо, несостоятельны. И что тут возразишь главе милиции? Но вот вопрос: а как быть, если террористы не выдвигают никаких требований, как это было в Беслане, когда первые требования появились лишь через несколько часов после захвата школы? Ответственных тогда вообще нет?

    Главу парламентской комиссии понять можно. Вся страна смотрит на него и его комиссию как на единственную палочку-выручалочку, кто все-таки сможет назвать виновных в бесланской трагедии. Прокуратуре, заявляют бесланские жители, доверия нет уже давно. А как в такой ситуации быть? Ведь Александр Торшин знает и еще один факт: прямо перед самым Бесланом в августе прошлого года в стране было принято специальное положение и сформированы так называемые ГрОУ. Это непонятная структура по оперативному реагированию на атаки террористов должна была, по замыслу авторов, хранить покой страны от взрывов и захватов. Но каким образом, если кабинет и зарплату выделили, а рычагов управления этой ГрОУ дать не успели или забыли? По словам Торшина, у него бы язык сейчас не повернулся возложить вину за Беслан на никому не известного полковника Цыбаня, которого в августе, то есть за месяц до Беслана, назначили руководителем ГрОУ, хотя по закону и к нему могут быть вопросы за вылазку террористов.

    Но потемкинское ГрОУ, как выяснилось, еще не самое печальное в истории о противодействии терроризму. Как говорится, это ошибки прошлого, но беда в том, что мы не извлекли из этого уроки и на будущее. И если завтра не дай бог случится новая трагедия, а свежий пример Лондона дает в этом отношении пищу для размышлений, то снова будут десять штабов и ответственных, которые в случае успеха будут драться за ордена и медали, а в случае провала скажут, что были лишь консультантами. Американцам понадобилось чуть больше месяца, чтобы после терактов 11 сентября принять так называемый закон о патриотизме. У нас за 10 месяцев после Беслана Совет безопасности по этой тематике собирался всего один раз, и то на нем обсуждались вопросы социальной помощи жертвам Беслана.

    Фактически единственной оперативной реакцией на атаку террористов стал указ президента РФ Владимира Путина о неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом, который был подписан 13 сентября 2004 года, то есть через десять дней после трагической развязки в Беслане. В этом указе первым пунктом президент поручил в двухнедельный срок представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств на случай кризисных ситуаций в стране, вторым пунктом - в месячный срок правительству совместно с другими ведомствами представить предложения по созданию эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях и третьим пунктом - навести порядок в миграционных процессах и выдаче въездных виз.

    Что же касается закона, то нам ничего не остается, кроме как ждать возвращения парламентариев с летних каникул. И надеяться, что до тех пор ничего страшного не случится.

    Поделиться