12.07.2005 03:00
    Поделиться

    Экономические эксперименты в Красноярском крае

    Амбициозные проекты государства в Красноярском крае призваны спасти Россию от экономического распада

     

     

    Минувшие выходные министр экономического развития и торговли Герман Греф провел в Красноярском крае. Цель: понять, как превратить красивую политическую идею (включение в состав края Таймыра и Эвенкии) в "локомотивный" экономический проект, который должен стать образцом для подражания для многих регионов, влачащих дотационное существование. Г-н Греф остался доволен: по его словам, "найдено несколько решений федерального уровня".

    Напомним, что первоначально центр пошел на слияние трех субъектов ради того, чтобы стереть с карты России два дотационных (Таймыр и Эвенкию). Но по ходу выяснилось, что Красноярский край сам становится из региона, деньги дающего, - берущим. Поэтому президентским указом Красноярску положили "приданое": центр на 3-4 года продолжит давать деньги Таймыру и Эвенкии, как будто они все еще самостоятельны, и окажет всяческую помощь краю для создания "прорывных" экономических проектов. Эти проекты и изучал во время своего визита г-н Греф.

    "Милиция и СЭС хуже гестапо"

    Г-н Греф прибыл в Красноярск с уверенностью, что край - лучшая демонстрация ущербности чисто сырьевой экономики. Рост внутреннего регионального продукта незначителен, в нем почти нет услуг (даже туризма), только доходы от экспорта сырья (металл, лес). Впрочем, туризм, кроме разве что экстремального (на котором много не заработаешь), местные чиновники все равно развивать отказались, хотя г-н Греф начал агитировать уже у трапа самолета - сослались на тяжелый климат и плохую инфраструктуру. От другого "спущенного сверху" задания - развить малый бизнес - так просто не отмахнешься. Собрали большое заседание и постарались убаюкать министра мало внятными рассуждениями о бизнес-инкубаторах и фондах поддержки. Г-н Греф не уснул и шокировал публику заявлением, что "СЭС и милиция - это гестапо по отношению к малому бизнесу, они - преступники перед своим народом, как им это объяснить, я не знаю". Народ был потрясен и таким пассажем: "Для финансового оздоровления структур ЖКХ крайне важно их уничтожить", а рынок отдать малому бизнесу.

    Похоже, эти дежурные либеральные заклинания в Красноярске никто не воспринял всерьез. В кулуарах министра ругали за то, что он "не знает страны", собрание не приняло никаких указаний к действию, и вообще завершение дискуссии принесло видимое облегчение обеим сторонам.

    Морская корова - это аргумент

    Один из действительно амбициозных проектов - освоение Ванкорского месторождения нефти и газа на севере края, который значится в указе президента вторым пунктом. Ванкорским месторождением призвана заниматься государственная компания "Роснефть". О проекте рассказывал президент компании Сергей Богданчиков, причем рассказывал так, чтобы мускул на лице не дрогнул, как игрок в преференас: решается, каким способом с месторождения будут увозить нефть и газ, в этом замешаны знатные лоббисты, и государство до поры не хочет открывать предпочтений.

    Два возможных способа доставки: или тянуть трубопровод на юг, пока он не встретит трубу "Транснефти", или на север, до порта Диксон, а оттуда - ледоколами. Расстояния почти равные. Но в трубе "Транснефти" качественная нефть из Ванкорского смешается с общим потоком и ухудшится, к тому же из трубы, по закону, можно экспортировать лишь 40 процентов нефти, остальное - на внутренний рынок. Зато в Диксоне надо переделывать терминал и откуда-то брать три атомных ледокола (старые развалятся к 2017 году). Второй вариант - подарок для сталеваров и судостроителей (только металла надо миллион тонн), но не получится ли он дороже? Министр задавал каверзные вопросы и выяснил, что на пути трубопровода к Диксону попадется остров с морскими коровами, который придется обойти. Коровы - это серьезно. В итоге решение отложили до сентября, когда объявят свои выводы иностранные консультанты.

    Уже под занавес министр попросил г-на Богданчикова "разобраться" с Юрубчено-Тохомским месторождением в Эвенкии. Власти края обеспокоены, что там перестали платить зарплату. Немудрено: львиная доля месторождения принадлежит "дочке" "ЮКОСа". Сначала чиновники обменялись откровенными репликами - а не могла бы "Роснефть" взять месторождение в управление - но потом г-н Греф постарался смягчить впечатление: государство "могло бы помочь договориться хозяйствующим субъектам", если субъекты этого захотят. В то же время он заметил, что "Роснефти" подобные проекты по плечу. Приобретение акций "Газпрома", по словам министра, не станет для нее обременением, а в будущем году "Роснефти" могут разрешить произвести первичное размещение акций на рынке.

    "Спасибо, что договорились"

    Еще более амбициозным проектом станет достройка Богучанской ГЭС на Ангаре, которая значится в упомянутом указе под номером первым. Туда министр прибыл в субботу. Стройка началась в 1980 году, но сегодня от ГЭС по-прежнему - только мертвая плотина. Просчет Госплана налицо: станцию захотели строить там, где ее энергия не нужна. Зато теперь из Нижнего Приангарья хотят сделать промышленную зону федерального уровня, причем сделать с нуля. Впервые в новейшей истории страны мы ничего (кроме каркаса плотины) не берем у СССР. Цена всего проекта - до 5 миллиардов долларов, его полная реализация наступит уже в 2012 году. Решили, что рядом с ГЭС встанут алюминиевый завод, ЦБК, предприятия по добыче золота и других полезных ископаемых, наконец, современные комбинаты по переработке леса, и ко всему этому бросят железную дорогу (200 км) с мостом через Ангару. Важно: или все это строим, или ничего.

    Как оказалось, проект может жить только при содружестве РАО "ЕЭС России" и алюминиевого бизнеса. В присутствии г-на Грефа стороны решили, что РАО и РУСАЛ создадут совместную управляющую компанию, доли в которой распределятся поровну. Она будет владеть 90 процентами станции и 100 процентами будущего алюминиевого завода. Очень важно понять, сколько стоит станция сейчас и сколько еще в нее надо вложить, иначе вместо паритета партнеры подерутся. Вокруг этих цифр идет позиционная борьба (так, стоимость достройки колеблется от 1,2 до 1,5 миллиарда долларов), да еще и зона затопления путается. По закону, зону обустраивает бюджет, но г-н Греф предлагает поискать варианты.

    Вообще государство, по словам министра, берет на себя лишь строительство железной дороги. Зря министр финансов Алексей Кудрин не верил, что стране нужен инвестиционный фонд, заметил Греф, но мы его все-таки создали и можем позволить себе инфраструктурные проекты. Полмиллиарда государственных долларов на дорогу должен спровоцировать бизнес на гораздо большие инвестиции. Так авторы проекта представляют себе частно-государственное партнерство. Впрочем, фонд фондом, но главное, что Анатолий Чубайс (глава РАО) и Олег Дерипаска (глава РУСАЛа) наконец договорились. "Я им очень благодарен", - растрогался министр. Сам г-н Дерипаска все молчал, а потом заявил, что завод - не проблема, он такие быстро строит, а вот железная дорога - "критичный вопрос". Осталось непонятным, поверил ли он государству или нет. Греф среагировал мгновенно, и нашел слова, чтобы - поверил.

    Осел или скакун?

    К концу поездки Греф выглядел уже не так бодро: с десяток только официальных переговоров, а одну ночь министру вообще не пришлось спать. Но он, кажется, доволен: все получилось. Уж на что сложным был вопрос, смогут ли "почтовые ящики" (закрытые территориальные образования, или ЗАТО), вроде Красноярска-26, где делали то ли спутники, то ли атомные бомбы, выйти из-за колючей проволоки и стать особыми экономическими зонами, и то решение нашлось. В день, когда Госдума в Москве приняла соответствующий законопроект, министр заявил, что город лишат статуса ЗАТО уже в будущем году. Но, понимая, что народ этого боится как огня (ведь город тут же потеряет федеральное финансирование), г-н Греф пообещал сохранить строку в бюджете на несколько лет. Но снятие "закрытого" статуса сразу позволит "почтовому ящику" участвовать в конкурсе на право создания внутри себя нескольких особых зон.

    От правительства ждут и решений по созданию в Красноярском аэропорту терминала, который перехватит международные транзитные рейсы. Министр, к тому моменту уже утомленный красноярскими масштабами, все горячо поддержал, сказал, что государство может дать до одного миллиарда долларов, а бизнес - до трех, и выразил уверенность, что "проект можно сделать очень быстро, а его плоды скажутся очень скоро".

    Уже на трапе самолета министр призвал присутствующих ощутить величие момента - то, о чем говорили последние 10 лет, наконец-то начинает реализовываться. Красноярский край, географический центр России, похоже, выбран федеральными властями как площадка, которая покажет резкий рост экономики и тем самым скрепит распадающееся геополитическое пространство (бедный Дальний Восток, сырьевая Сибирь, потребляющий центр России). Особые реверансы г-н Греф отослал "блестящей команде" губернатора Хлопонина, который и в самом деле с министром почти не спорил (хотя соблазны были). Как говорится, вертикаль в действии.

    Теперь вопрос: не утонут ли идеи в бесконечных московских согласованиях? Идеи идут из регионов, а вот лоббизм - исконная столичная забава. Конечно, никто не поручится, что жесткие сроки принятия решений, намеченные министром (самый дальний - 15 ноября), не сорвутся. Ведь сам г-н Греф шутит, что осел - это арабский скакун, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами.

    Поделиться