Итак, кадастр объектов недвижимости будет состоять из двух частей - земельного кадастра и кадастра строений. Благодаря этому процедура оформления объектов недвижимости будет упрощена, а люди смогут регистрировать свою землю и строения, расположенные на ней в одном месте. В земельном кадастре помимо параметров участка будет отражена и его кадастровая стоимость. На основании чего будет взиматься земельный налог. Причем кадастровая стоимость земли будет максимально приближена к рыночной.
Тем временем Всемирный банк одобрил заем в размере 100 миллионов долларов, выделенный России на проект формирования единого государственного кадастра объектов недвижимости, для улучшения информационного обеспечения и упорядочения нормативного и операционного порядка ведения единого государственного кадастра объектов недвижимости. Благодаря реализации этого проекта, надеются уже в российском правительстве, будет ускорено развитие рынков недвижимости. В такой большой стран, как Россия, считает директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Кристалина Георгиева, наличие сильного кадастрового агентства чрезвычайно важно для установления четких прав собственности на землю и недвижимое имущество.
Проект окажет содействие в развитии рынков земли, а также собираемости налогов с объектов земельной собственности и недвижимого имущества в регионах, принимающих участие в проектах.
Проект рассчитан на 6 лет и будет осуществляться в 38 субъектах Федерации и приблизительно в 960 муниципалитетах в пределах этих регионов. Реализация проекта будет осуществлена в три этапа: пилотный, охватывающий три субъекта Федерации и соответствующие муниципалитеты, первый этап распространения проекта, который пройдет в 10 субъектах, и второй этап, который охватит еще 25 субъектов. Предполагается, что на реализацию этих этапов потребуется около пяти лет. Однако правительство и кадастровое агентство надеются ускорить темпы его реализации и уложиться в три года.
В пилотную фазу будут включены три субъекта: Ростов, Краснодар и Башкортостан. Выбор остальных участников будет осуществляться в ходе реализации проекта. Главный критерий для выбора участника проекта - экономический масштаб и продемонстрированное на практике получение земельных налогов и налогов с недвижимости. И хотя, отмечают во Всемирном банке, налоги на землю и недвижимость уже существуют, но начисляются они отдельно и многие объекты недвижимости не включены в налоговые списки в силу их незавершенности, так как введение комбинированного налога на землю и недвижимость в России находится в стадии разработки.
Проект, отмечают в банке, будет оказывать существенное воздействие на государственные доходы. Так, сегодня платежи по земельному налогу составляют порядка 45 миллиардов рублей (1,5 миллиарда долларов). Налог на другие объекты недвижимости приносит еще 100 миллиардов (3,4 миллиарда долларов). Предполагается, что в ходе реализации этого проекта, сбор налогов на землю и другие объекты недвижимости может быть увеличен на 30 процентов в реальном выражении. А если проект охватит 40 процентов недвижимости в стране, то к концу его реализации бюджет сможет получить дополнительно государственных доходов почти 600 миллионов долларов в год. При этом это предположение не предполагает изменений в действующих налоговых ставках и методиках оценки.
Проект состоит из четырех основных компонентов:
- Институциональное развитие кадастра объектов недвижимости. Проект окажет содействие в совершенствовании деятельности органов кадастрового агентства и в поддержке развития рынков недвижимости посредством программы подготовки нормативных и правовых документов, подготовки и обучения сотрудников, обустройства помещений кадастровых органов на муниципальном уровне и разработки бизнес-плана для агентства.
- Обеспечение взаимодействия (информационно-коммуникационных связей) между различными уровнями кадастровой системы. Проект призван содействовать разработке информационной системы, которая позволит кадастровому агентству обеспечить взаимодействие на трех уровнях кадастра (муниципальном, региональном и федеральном). Это, в свою очередь, позволит основным заинтересованным лицам и гражданам получать информацию о недвижимости быстро и при минимальных затратах. Система будет обеспечивать необходимые средства для хранения резервных копий данных (вне места учета), поддержания базы данных и каналов связи. Это необходимо для того, чтобы дать возможность системе регистрации прав, налоговой службе и другим пользователям получать информацию, представлять документы или получать официальные справки через Интернет из любой точки страны.
- Развитие налогообложения недвижимости. Проект преследует цель совершенствования системы налогообложения земли и недвижимости.
- Управление и мониторинг проекта. В рамках данного компонента будет обеспечена поддержка работы группы реализации проекта, мониторинг и оценка, обучение сотрудников группы реализации проекта и аудитов проекта. Для концептуального руководства реализацией Проекта и мониторинга хода его осуществления руководителем Кадастрового агентства будет создана проектная рабочая группа.
Общая стоимость проекта, рассчитанного на пять лет, составляет 128,7 миллиона долларов США, в том числе 100 миллионов долларов США составляет финансирование МБРР, а 28,7 миллиона долларов США являются средствами софинансирования со стороны Российской Федерации.
По условиям соглашения заем предоставляется на 17 лет с пятилетним льготным периодом.
Основные задачи проекта:
- Сокращение среднего времени для учета кадастровой съемки нового объекта недвижимости кадастровым агентством.
- Увеличение количества сделок в расчете на одного сотрудника кадастрового агентства.
- Сокращение издержек в расчете на одну сделку для кадастрового агентства.
- Сокращение этапов, требующихся для взаимодействия клиента с кадастровым агентством в связи со сделками с недвижимостью.
- Сокращение среднего времени обслуживания клиентов, посещающих кадастровые органы.
- Увеличение количества информационных заявок, поступающих в кадастровые органы.
- Повышение удовлетворенности клиентов работой кадастровых органов.