За комментарием корреспондент "РГ" обратился к начальнику Управления инспекции по безопасности полетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимиру Рудакову.
"Российская газета": Владимир Алексеевич, можно ли говорить хотя бы о первых результатах расследования?
Владимир Рудаков: Чтобы разобраться в случившемся, надо собрать всю подтверждающую документацию. Так называемую фактуру. Пока только организовано расследование. Сформирована комиссия с привлечением всех необходимых специалистов, включая Госкорпорацию по организации воздушного движения. По тем данным, которые предварительно есть у нас, непонятно, из-за чего возник весь сыр-бор. Все официальные и необходимые документы, которые давали бы разрешение на выполнение полетов, имелись. И по гражданской линии обеспечение полета вьетнамского самолета было в соответствии с утвержденными правилами. Пока мы не видим здесь прострелов и слабых мест: с этим рейсом все было легально. Почему военные структуры подняли бучу и где не сработало у них информационное обеспечение - это, я думаю, военные сами разберутся.
РГ: Говорят, что заявка на этот рейс все-таки была, но не оформлена должным образом.
Рудаков: Повторяю: идет расследование. Поэтому с уверенностью однозначно что-либо говорить преждевременно.
Вьетнамцы всерьез обеспокоены инцидентом. По словам пресс-секретаря авиакомпании "Вьетнамэрлайнз" Нгуен Чана, произошедший инцидент стал для них "непонятным". Регулярные пассажирские рейсы по маршрутам из Вьетнама в Россию давно разрешены соответствующими органами Российской Федерации и выполняются с 2002 года.
Как говорят в аэропорту Домодедово, срок действия регулярного плана у авиакомпании "Вьетнамэрлайнз" действительно недавно закончился, но не так давно он был снова продлен.
Между тем
О том, что требуется для выполнения иностранцами международных рейсов в Россию, корреспондента "РГ" просветил источник в Главном центре планирования и регулирования потоков воздушного движения. Оказывается, система такая. Для выполнения любого рейса требуются графики, заявки. Это - главное. Они подтверждаются разрешением соответствующего российского органа гражданской авиации. Но накануне выполнения конкретного рейса должен быть еще флайт-план.
Как часто делаются заявки? Два раза в год на воздушном транспорте начинается новая навигация. Авиакомпании имеют право подавать заявку не обязательно на полгода, а на месяц, потом еще на месяц, потом еще... Вызвано это тем, что авиакомпании могут "играть днями": то есть, скажем, в марте они делают пять рейсов в неделю, а в мае только три. Расписание - это живой организм, оно каждый день меняется. "Каждый день мы рассылаем где-то около тысячи изменений", - говорят в Центре.
Кстати, что касается вьетнамского рейса, то, по словам того же источника, из трех необходимых компонентов для полета в данном случае не было одного - флайт-плана: "Мы в принципе не знали, что самолет реально полетит".