С середины 90-х годов гражданам стран СНГ бесчисленные турагентства то и дело предлагают "горящие туры" с экскурсиями к иностранным, в том числе православным, святыням и культурно-историческим реликвиям, оказавшимся в европейском зарубежье. Правда, экскурсоводы предпочитают не говорить о том, как, когда и почему эти аксессуары пребывают вдали от Родины.
В 1920 - 1930-х годах, когда Виленщина принадлежала Польше, многие предметы православного культа, дохристианских конфессий и уникальные произведения искусства Белой Руси сбывались на крупнейшем в Европе аукционе антиквариата в Милане, где, по данным германского археолога и историка Э. Пауля, продавались либо за бесценок, либо по астрономическим расценкам. То была политика устранения следов не только православия, но и язычества в тогдашней Восточной Польше. Некоторые из этих предметов с помощью Союзной контрольной комиссии в Италии впоследствии удалось репатриировать в Беларусь и Литву. В частности, это признал в своих мемуарах граф Чиано - глава итальянского МИДа при Муссолини.
В 1941 - 1944 годах масштабы культурно-исторического вандализма в Беларуси германских оккупантов, а также германских и итальянских "ценителей" краденого до сих пор не поддаются исчислению. К сожалению, в 1941 году только треть белорусских национальных ценностей удалось эвакуировать в Закавказье и Среднюю Азию.
В марте 1945 года войскам 4-го Украинского фронта западнее Освенцима удалось обнаружить эшелон с архивами Белорусской ССР и прибалтийских республик. Речь шла о 100 тысячах книг и 80 тысячах журналов из Белорусской академии наук, а также из архивных хранилищ Таллина, Риги, Вильнюса, Каунаса, Пскова. Среди них были, в частности, 14 ящиков белорусской и литовской "Пушкинианы". А в немецком городе Хайдельсберг разведчики 3-го Белорусского фронта тогда же нашли собрание из 800 книг и экспонатов Института зоологии Украинской академии наук.
Декабрь 1945 года: в замке Делинген, что находился в американской зоне оккупации Германии, представители США уведомили СССР - обнаружены 28 грузовиков с музейными ценностями из Минска, Бреста, Гродно, Киева, Луцка и Вильнюса. Их принадлежность Беларуси, Украине и Литве подтвердила международная экспертиза, после чего они в 1946 году были возвращены этим республикам.
Упомянутые и другие изыскания были инициированы письмом советника-консультанта директора Пушкинского Дома (Института русской литературы) в Ленинграде В. Бонч-Бруевича в феврале 1945 года. Документ этот не менее уникален, чем реликвии, которые удалось обнаружить и репатриировать в Беларусь: "В Королевской библиотеке в Берлине, - говорилось в письме, - хранится огромное количество русских и славянских рукописей, русско-славянский отдел есть почти в каждой библиотеке Германии. В Мюнхене оказалась великолепная коллекция рукописей по Византии и православию, имеющая непосредственный интерес и в связи с историей славянства, христианства и России... В Королевской библиотеке Рима тоже много ценнейших русских и славянских рукописей, но еще больше их ныне в Ватикане. В Италии находится архив княгини Волконской, где много рукописей Пушкина, Мицкевича, Лермонтова и их современников. В 57 музеях и архивах Чехословакии имеются, в частности, огромное количество славянских рукописей, неопубликованные работы Гоголя, русских, белорусских, украинских и бессарабских деятелей искусства, некоторые документы эпохи Годунова, разделов Речи Посполитой. Большинство этих анналов принадлежит чешским немцам... Будет непростительно, если это непревзойденное богатство уникальнейших документов погибнет..."
По экспертным оценкам, почти половину упомянутого достояния в 1945 - 1955 годах удалось найти и вернуть СССР, в частности, в Беларуси. Остальная часть этих реликвий в канун капитуляции Италии и Германии была, увы, либо уничтожена, либо продана с аукционов, либо переправлена в другие страны.