13.07.2005 23:00
    Поделиться

    Россия может остаться без россиян

    Своих здесь не ждут

    По наблюдениям ученых кафедры социально-географической географии и регионоведения Воронежского госуниверситета,  не оправдались и надежды на миграционный приток. Людские приливы и отливы непостоянны. В конце 80-х - начале 90-х русскоязычных из стран ближнего зарубежья подталкивали к переезду на историческую родину отнюдь не жизнеутверждающие процессы, начавшиеся в республиках бывшего Союза – мы не успели забыть то неспокойное время, когда люди в спешке покидали дома, бросая нажитое. Но тогда, помнится, они с великим трудом находили себе у нас место – область была не готова принять сразу довольно значительный наплыв мигрантов. А, может, не осознавала благо: приезжали в первую очередь люди активные, готовые ради утверждения на новом месте работать за двоих и приносить пользу новой родине. Сколько семей вынуждено было искать счастья в других краях. К сожалению, здравые голоса тех, кто призывал потесниться и приютить переселенцев по всем  правилам российского гостеприимства, не были услышаны. Переселенцев становится меньше зачастую и оттого, что судьбы мигрантов всецело зависят от служб правопорядка, регулирующих их поток. Механизм регулирования процессами миграции, с точки зрения экономической выгоды для области, так и не был выработан, и в этом видится ошибка властей.

    Спохватились спустя несколько лет, когда стало очевидным резкое уменьшение населения, которое не покрывал незначительный прирост за счет новорожденных. Смертность была все равно выше в два раза. Судите сами: в 2004, по данным облгосстатуправления, появилось на свет 20269 детей, а умерло – 43711 человек. Примерно такое же соотношение наблюдалось и в предыдущие годы. Вот уже и Воронеж перестал быть городом-миллионником, а проедешь по районам – селений без людей становится все больше. Непаханые поля тут и там, заросшие пустырником и чертополохом, наводят грусть. И невольно задаешься вопросом, а что с нами будет дальше?

    На безлюдье


    По словам заведующего кафедрой социально-экономической географии  ВГУ Юрия Поросенкова, население области к концу века сократится наполовину. Уже сегодня есть в области территории, где плотность населения меньше, чем в высокогорных районах Чечни. Земли пустеют не только на юге области, но и на востоке. Значит, пора действовать, обдуманно и напористо, иначе и впрямь Россия останется без россиян.

    – Мы доросли до осознания необходимости экологической экспертизы, – говорит Поросенков. – Понимаем, что любые действия строителей, промышленников должны проходить согласования с экспертами-экологами, чтобы не навредить среде обитания. Пора точно такое же правило ввести и применительно к демографии, чтобы не проходили любые действия и решения, способные причинить вред людям. Но для этого области нужна активная демографическая политика, основанная на объективном и комплексном мониторинге за процессами депопуляции населения.

    По мнению ученого, одних статистических данных о численности населения для мониторинга будет мало. Чтобы знать глубину проблем людей и происходящих в обществе процессов, заранее планировать меры, способные сгладить негативные последствия, необходимо проводить социологические опросы, анкетирование тех или иных групп населения. К примеру, почему семьи ограничиваются в основном одним ребенком?

    К слову, специалисты кафедры поинтересовались демографической ситуацией начала минувшего века, чтобы сравнить ее с современной. Обнаружили интересную закономерность. Нынче крупные населенные пункты располагаются в основном ближе к крупным трассам федерального и межобластного значения (раньше люди обживали территории). Стало быть, области нужны новые дороги, а люди сами выберут, где им  селиться. Влияет на выбор места жительства и качество земель.

    Названные факторы из тех, что бросаются в глаза. Точность мониторингу может придать только  просчитанный математико-картографический анализ всех факторов. А правильной демографической политике – верные управленческие решения.

    От шума не умирают?

    Сегодня уже перестали обсуждать проблему обозначения общенациональной идеи. Вариантов предлагалось много, но до широкого обсуждения не дошло. Живем так, без идеи. Наверное, это неправильно. Собственно, ее и искать так долго не стоило бы, потому что нет на свете ничего дороже, чем бережное отношение к людям.

    Тем более, что с этим у нас огромная проблема. Область стареющая, через несколько лет пенсионеров станет больше, чем работающих. По здравому смыслу, казалось бы, самое время постараться создать для людей наиболее комфортные, безопасные условия работы, следить, чтобы повсюду строго соблюдались требования санитарии и гигиены. Но специалисты Роспотребнадзора отмечают обратное.

    По данным территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, из года в год увеличивается количество работников,  занятых в условиях, далеких от нормальных. То чрезмерно шумных, то донельзя запыленных, то неблагоприятных по микроклимату, слабоосвещенных, без горячей воды,  с вибрацией и т. д. Как итог – рост профессиональных заболеваний. К слову, большая часть больных работает на предприятиях с частной формой собственности. А самая большая на них беда – устаревшее, изношенное технологическое оборудование, отсутствие условий для работы по стандарту. Мебель и стройматериалы производят в приспособленных помещениях (в гаражах, без  вентиляции и вытяжки пыли), даже не задумываясь о создании безопасных условий труда. Нарушения санитарного законодательства можно увидеть на предприятиях малого бизнеса, занятых техобслуживанием и ремонтом автомобилей, заготовкой и переработкой металлолома.

    Перерабатывающие сельхозпродукты предприятия сплошь и рядом неправильно их транспортируют и хранят (70 процентов предприятий имеют устаревшее холодильное и технологическое оборудование), потому что это последнее, чем они собираются заняться. Главное – выпустить, отправить и продать, чтобы получить прибыль. Так что вред наносится не только тем, кто изо дня в день работает в таких цехах, но и тем, кто пользуется товаром, произведенным наспех, в грязи. За полтора года, к слову, снято с реализации 79,3 тонны испорченной продукции. Но вся ли она попала в поле зрения врачей? Больше всего специалистов беспокоит равнодушие работодателей, полное отсутствие за работниками проблемных предприятий регулярных медицинских осмотров, радиационного контроля (даже в пунктах приема металла он часто бывает повышенным). Частникам контроль невыгоден, а сами рабочие помалкивают, лишь бы иметь место и стабильную зарплату. Список неблагополучных по условиям труда предприятий и фирм растет, их руководители получают и, заметьте, платят штрафы, но мало что меняется.

    По мнению экспертов, для того, чтобы хоть как то изменить опасную тенденцию, нужен комплексный подход, обширная программа, где все «частные» проблемы, влияющие на неблагополучную демографическую ситуацию, будут поначалу хотя бы названы, сведены воедино. А затем – дело за решением этой задачи – сбережения населения в регионе. Вряд ли можно найти что-то важней этого.

    Поделиться