14.07.2005 02:00
    Поделиться

    Инвалид добился денег за лекарство через суд

    Инвалид второй группы, льготник федерального уровня Татьяна Мушнякова не смогла получить необходимый ей лекарственный препарат. Врач назначение сделал, бесплатный рецепт выписал, но когда она пришла в аптеку, ей объяснили, что необходимого лекарства нет. Более того, рецепт, выданный льготнице, даже не зарегистрировали в журнале учета.

    Напомним, что если аптека не может обеспечить пациента каким-то лекарством сразу, "не отходя от кассы", фармацевты обязаны поставить его в так называемый "лист ожидания". И заказать со склада. В идеале, когда препарат поступает в аптеку, клиенту должны позвонить и пригласить подойти за лекарством. На всю эту процедуру по правилам уйти должно не более 10 дней. В жизни все нередко складывается совсем не так гладко.

    В случае с Татьяной Мушняковой речь шла о так называемом "базовом препарате" - лекарстве, которое больной должен принимать постоянно. Поэтому ростовчанка была вынуждена купить его на свои деньги.

    Покупать льготные лекарства на собственные деньги вынуждены многие россияне. А что делать? Жить-то хочется. Многие в такой ситуации просто опускают руки.

    Однако ростовчанка Татьяна Мушнякова решила побороться за свои права и обратилась с заявлением в прокуратуру области.

    Кстати, в областной прокуратуре, как сообщили корреспонденту "РГ", ее жалоба оказалась далеко не единственной - с начала года к прокурорам обратились более тысячи жителей области.

    В результате проведенной проверки прокуратура установила, что ОАО "Фармация", являющаяся уполномоченной фармацевтической организацией федерального уровня ООО "Биотек", не исполнила ранее поданную заявку на ряд лекарственных препаратов. Между тем именно ООО "Биотек" в соответствии с договором обязано поставить на склад регионального аптечного склада лекарственные средства для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    Откровенно говоря, с точки зрения пациента совсем не важно, в каком звене "цепочки" произошел сбой: виновата ли аптека, запоздавшая с заказом лекарства, фирма-поставщик или Фонд обязательного медицинского страхования, через который проводится оплата бесплатных для людей лекарств. Во всяком случае претензии прокуратура предъявила всем организациям, задействованным в выполнении федеральной лекарственной программы: центральной аптеке одного из районов Ростова-на-Дону, областному ФОМС, ОАО"Фармация" и ООО "Биотек".

    Прокуратурой области в интересах Татьяны Мушняковой было предъявлено исковое заявление в суд о возмещении стоимости приобретенных медикаментов. Согласно решению судьи Кировского районного суда Ростова-на-Дону иск полностью удовлетворен: инвалиду должны полностью компенсировать стоимость лекарственных препаратов. О компенсации морального вреда Татьяна Мушнякова не заявляла.

    Между тем

    - В прокуратуру Ростовской области с начала года ежемесячно поступало более 300 звонков от инвалидов-льготников, не получающих лекарственных препаратов из-за отсутствия их в аптеках и на региональных складах, - сообщила "РГ" старший помощник прокурора Ростовской области Елена Великова. - Прокуратура Ростовской области провела проверку уполномоченной фармацевтической компании. В ходе ее были выявлены факты существенного превышения предельных цен возмещения за медицинские препараты, отпускаемые гражданам по льготным рецептам, от стоимости на те же лекарства в свободной продаже и другие нарушения. Сегодня работа по предъявлению исков в интересах инвалидов-льготников осуществляется всеми горрайпрокурорами согласно указанию прокурора области и находится на постоянном контроле аппарата прокуратуры.

    комментарий

    Елена Тельнова,
    ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

    - Для выполнения федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения установлены определенные правила, которые обязаны соблюдать и врачи, и аптеки, и другие участники программы. Знать этот порядок не мешает и пациентам, чтобы иметь представление о своих правах.

    В данном случае, вероятнее всего, виновата аптека. Ведь там рецепт, который не смогли удовлетворить сразу, обязаны были зарегистрировать и работать дальше с конкретным пациентом, а не "в целом" по программе.

    Бесплатные рецепты выписывают врачи (на селе - фельдшеры) поликлиник системы обязательного медицинского страхования: терапевты, невропатологи и другие специалисты. Рецепты выписываются по медицинским показаниям, исходя из диагноза заболевания пациента и утвержденного Перечня лекарственных средств.

    Кстати, с июня действует новый, расширенный перечень. Тем не менее, если жизненно необходимого препарата в перечне нет, врач может назначить его пациенту, основанием для этого является индивидуальная непереносимость или недостаточная эффективность препаратов из Перечня. Количество и дозы в каждом конкретном случае определяет тоже врач и указывает их в рецепте. Поэтому аптека выдает лекарство в точном соответствии с предъявленным рецептом.

    Максимальный срок действия рецепта с момента его выдачи - 30 дней для большинства препаратов. Исключений немного, например, сильнодействующие лекарственные средства (информация об этом содержится на бланке). Если нужного лекарства в аптеке нет в наличии, фармацевт имеет право предложить пациенту синоним лекарственного средства с таким же фармакологическим действием. Аптека обязана заказать препарат, которого нет, на складе и предложить его пациенту в определенный срок.

    Сумма расходов, необходимых для лечения, не ограничивается. Поликлиника не несет никаких финансовых расходов по лекарственному обеспечению льготников. Так называемый "подушевой норматив", введенный ФОМС для финансирования программы, никакого отношения к пациентам не имеет, поэтому ссылки некоторых врачей на то, что пациент "вышел" за этот норматив и ему не может быть назначен нужный препарат, необоснованны.

    Сталкиваясь с нарушениями в поликлинике или аптеке, пациент может обратиться в территориальное отделение Фонда обязательного медицинского страхования. Выполнение программы контролирует Росздравнадзор - поэтому можно также обратиться в его региональное подразделение.

    Застрахованный пациент также имеет полное право предъявить иск к аптеке в случае взимания денежных средств с него за лекарства, которые он должен был получить бесплатно. Причем иск может быть предъявлен не только к фармацевтической организации, но и к страхователю, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.

    Поделиться