Инвалид второй группы, льготник федерального уровня Татьяна Мушнякова не смогла получить необходимый ей лекарственный препарат. Врач назначение сделал, бесплатный рецепт выписал, но когда она пришла в аптеку, ей объяснили, что необходимого лекарства нет. Более того, рецепт, выданный льготнице, даже не зарегистрировали в журнале учета.
Напомним, что если аптека не может обеспечить пациента каким-то лекарством сразу, "не отходя от кассы", фармацевты обязаны поставить его в так называемый "лист ожидания". И заказать со склада. В идеале, когда препарат поступает в аптеку, клиенту должны позвонить и пригласить подойти за лекарством. На всю эту процедуру по правилам уйти должно не более 10 дней. В жизни все нередко складывается совсем не так гладко.
В случае с Татьяной Мушняковой речь шла о так называемом "базовом препарате" - лекарстве, которое больной должен принимать постоянно. Поэтому ростовчанка была вынуждена купить его на свои деньги.
Покупать льготные лекарства на собственные деньги вынуждены многие россияне. А что делать? Жить-то хочется. Многие в такой ситуации просто опускают руки.
Однако ростовчанка Татьяна Мушнякова решила побороться за свои права и обратилась с заявлением в прокуратуру области.
Кстати, в областной прокуратуре, как сообщили корреспонденту "РГ", ее жалоба оказалась далеко не единственной - с начала года к прокурорам обратились более тысячи жителей области.
В результате проведенной проверки прокуратура установила, что ОАО "Фармация", являющаяся уполномоченной фармацевтической организацией федерального уровня ООО "Биотек", не исполнила ранее поданную заявку на ряд лекарственных препаратов. Между тем именно ООО "Биотек" в соответствии с договором обязано поставить на склад регионального аптечного склада лекарственные средства для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Откровенно говоря, с точки зрения пациента совсем не важно, в каком звене "цепочки" произошел сбой: виновата ли аптека, запоздавшая с заказом лекарства, фирма-поставщик или Фонд обязательного медицинского страхования, через который проводится оплата бесплатных для людей лекарств. Во всяком случае претензии прокуратура предъявила всем организациям, задействованным в выполнении федеральной лекарственной программы: центральной аптеке одного из районов Ростова-на-Дону, областному ФОМС, ОАО"Фармация" и ООО "Биотек".
Прокуратурой области в интересах Татьяны Мушняковой было предъявлено исковое заявление в суд о возмещении стоимости приобретенных медикаментов. Согласно решению судьи Кировского районного суда Ростова-на-Дону иск полностью удовлетворен: инвалиду должны полностью компенсировать стоимость лекарственных препаратов. О компенсации морального вреда Татьяна Мушнякова не заявляла.
Между тем
- В прокуратуру Ростовской области с начала года ежемесячно поступало более 300 звонков от инвалидов-льготников, не получающих лекарственных препаратов из-за отсутствия их в аптеках и на региональных складах, - сообщила "РГ" старший помощник прокурора Ростовской области Елена Великова. - Прокуратура Ростовской области провела проверку уполномоченной фармацевтической компании. В ходе ее были выявлены факты существенного превышения предельных цен возмещения за медицинские препараты, отпускаемые гражданам по льготным рецептам, от стоимости на те же лекарства в свободной продаже и другие нарушения. Сегодня работа по предъявлению исков в интересах инвалидов-льготников осуществляется всеми горрайпрокурорами согласно указанию прокурора области и находится на постоянном контроле аппарата прокуратуры.
комментарий |
Елена Тельнова,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
- Для выполнения федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения установлены определенные правила, которые обязаны соблюдать и врачи, и аптеки, и другие участники программы. Знать этот порядок не мешает и пациентам, чтобы иметь представление о своих правах.
В данном случае, вероятнее всего, виновата аптека. Ведь там рецепт, который не смогли удовлетворить сразу, обязаны были зарегистрировать и работать дальше с конкретным пациентом, а не "в целом" по программе.
Бесплатные рецепты выписывают врачи (на селе - фельдшеры) поликлиник системы обязательного медицинского страхования: терапевты, невропатологи и другие специалисты. Рецепты выписываются по медицинским показаниям, исходя из диагноза заболевания пациента и утвержденного Перечня лекарственных средств.
Кстати, с июня действует новый, расширенный перечень. Тем не менее, если жизненно необходимого препарата в перечне нет, врач может назначить его пациенту, основанием для этого является индивидуальная непереносимость или недостаточная эффективность препаратов из Перечня. Количество и дозы в каждом конкретном случае определяет тоже врач и указывает их в рецепте. Поэтому аптека выдает лекарство в точном соответствии с предъявленным рецептом.
Максимальный срок действия рецепта с момента его выдачи - 30 дней для большинства препаратов. Исключений немного, например, сильнодействующие лекарственные средства (информация об этом содержится на бланке). Если нужного лекарства в аптеке нет в наличии, фармацевт имеет право предложить пациенту синоним лекарственного средства с таким же фармакологическим действием. Аптека обязана заказать препарат, которого нет, на складе и предложить его пациенту в определенный срок.
Сумма расходов, необходимых для лечения, не ограничивается. Поликлиника не несет никаких финансовых расходов по лекарственному обеспечению льготников. Так называемый "подушевой норматив", введенный ФОМС для финансирования программы, никакого отношения к пациентам не имеет, поэтому ссылки некоторых врачей на то, что пациент "вышел" за этот норматив и ему не может быть назначен нужный препарат, необоснованны.
Сталкиваясь с нарушениями в поликлинике или аптеке, пациент может обратиться в территориальное отделение Фонда обязательного медицинского страхования. Выполнение программы контролирует Росздравнадзор - поэтому можно также обратиться в его региональное подразделение.
Застрахованный пациент также имеет полное право предъявить иск к аптеке в случае взимания денежных средств с него за лекарства, которые он должен был получить бесплатно. Причем иск может быть предъявлен не только к фармацевтической организации, но и к страхователю, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.