13.07.2005 23:30
    Поделиться

    В музее современного искусства Церетели открылась выставка японских художников

    Современное искусство, как известно, везде на одно лицо - с небольшими поправками на традиционную культуру. Для японцев это соединение традиционной каллиграфии и тонкостей владения цветовой палитрой с "международными" перформансами, комиксами, художественными акциями в пространстве.

    В приглашении именно этой японской пары в Россию есть некоторая дипломатическая загадочность. То ли визит Юрия Михайловича Лужкова в Японию послужил причиной устройства нынешней выставки, то ли, наоборот, он стал лишь поводом, но среди устроителей оказались и министерства иностранных дел обеих стран, и московское правительство, и Академия художеств - налицо некоторая избыточность относительно самого повода.

    На презентации в душном зале, "намоленном, - по неловкому выражению одного из функционеров бывшего союза, - многими поколениями советских художников", наряду с обычной художественной тусовкой и некоторым числом японцев, выделялись серьезные люди в костюмах, явно работающие "по восточному направлению".

    Из послужного списка Тамако Андо, не приехавшей, кстати, в Москву по состоянию здоровья, можно выделить выставку в посольстве РФ в Токио и в консульстве в Киото в 2004 году и выставку в "деревне философского опыта" в 2002 году. Ее муж Мисаки Андо обещал провести 14 июля мастер-класс с желающими, а на вернисаже ограничился мини-мастер-классом. В окружении собравшейся публики он в порыве художественного вдохновения и, сняв обувь, изобразил на больших листах толстой бумаги большие же иероглифы, обозначающие мир, любовь, сердце, ангелов, мечту и дружбу.

    Для медитации над ними зрителей было слишком душно, но они все же послушно обошли листы по кругу, стараясь не запачкаться в туши, двигаясь по часовой стрелке, то есть посолонь, то есть вместе с солнцем, восходящим, как известно, со стороны нашего восточного соседа. От Японии - к Японии.

    Поделиться