Взрывы в Лондоне устроили "классные парни"

Они - это террористы-самоубийцы, которые нанесли удар по Англии. Лондон взорвали жители Великобритании пакистанского происхождения, жившие в Лидсе, графство Уэст- Йоркшир. Самому младшему из них было 19, самому старшему - 30 лет. В местах, где произошли взрывы, полиция нашла документы смертников: права на управление автомобилем и кредитные карты. Впрочем, как говорят эксперты, не исключено, что настоящие организаторы терактов по-прежнему живы. А найденные бумаги были подброшены для того, чтобы еще сильнее запутать следствие.

Подтвердить или опровергнуть эту версию английские спецслужбы пока не в состоянии. В ходе облав, проведенных в Лидсе, правоохранительные органы обнаружили домашнюю мастерскую по изготовлению бомб. Но задержать ее хозяина не удалось. Также из обнародованных полицией данных не совсем ясно, зачем молодым людям, которые приехали из Лидса на поезде, понадобилась машина, набитая взрывчаткой и готовыми бомбами, - автомобиль был припаркован рядом со станцией Лутон.

Примерно за 30 минут до совершения теракта камеры наблюдения зафиксировали, как считает полиция, сцену прощания самоубийц. Все четверо стояли в центре платформы, смеялись и подтрунивали друг над другом.

Ни один из тех, кого сегодня называют организаторами теракта, прежде не имел проблем с законом. И не фигурировал в досье спецслужб. Правда, незадолго до теракта двое из возможных самоубийц побывали в Пакистане. С кем именно они встречались во время поездки, выясняют пакистанские спецслужбы.

Если полиция не ошиблась и найденные документы действительно принадлежат смертникам - теракты в Лондоне могут стать началом конца мечты об Объединенной Европе. И подорвать доверие европейцев к новой евроконституции.

Ведь все самоубийцы происходили из семей, которые вполне могли бы претендовать на звание идеальных во всех отношениях иммигрантов - граждан ЕС. Семейству Шезада Танвира, взорвавшего себя рядом со станцией Aldgate, принадлежал магазин по продаже рыбы. Члены семьи жили в собственном особняке и владели двумя автомашинами "Мерседес". Друзья Шезада в беседе с местными журналистами по-прежнему не верят в произошедшее и называют его "классным парнем".

Версия о причастности к лондонским взрывам смертников появилась у полиции практически сразу после терактов. Дело в том, что в туннелях метро, где сработали бомбы, не действуют мобильные телефоны. А следовательно, первоначальное предположение о некой компьютерной программе, которая автоматически запустила адские машинки с помощью "мобильников", сразу отпала. Однако не исключено, что спецслужбы намеренно скрывали полученную информацию, опасаясь возникновения в первые дни после трагедии массового психоза в отношении иностранцев.

Прозрачность границ в Европе и наличие "дремлющих" ячеек "Аль-Каиды" ставят под удар практически все государства Евросоюза. Причем координация действий европейских спецслужб в сочетании с ужесточением законодательства не служит гарантией того, что террористы не нанесут новый удар. В конце концов достаточно вспомнить, что ни один из британцев, которых сегодня называют организаторами терактов, не состоял на учете в полиции. А значит, имел возможность беспрепятственно перемещаться по всей территории ЕС. К тому же оставленная в автомашине взрывчатка явно кому-то предназначалась. И только по чистой случайности была обнаружена полицией раньше, чем за ней пришел хозяин.

В этой ситуации радикализм некоторых итальянских политиков, предлагающих объявить в их стране военное положение, уже не выглядит экстравагантной выходкой. Многие в Европе начинают осознавать, что еще один или несколько аналогичных лондонским ударов - и на идее Единой Европы можно поставить крест. А Евросоюзу придется вернуться к практике границ с жестким пограничным контролем и тотальной слежкой за выходцами из мусульманских стран. Пока о такой перспективе не говорят вслух. Но если Европа вновь окажется бессильной перед террористами, многие национальные политики отбросят былую политкорректность и сделают ставку на "антиевропейские" меры, призванные обеспечить безопасность жителей их собственных государств.