С шефом на "ты"
Известная мебельная компания, работающая по шведской системе, пришла на российский рынок недавно. Но уже успела "построить" своих новых сотрудников. На работу там принимают в основном молодых людей, готовых за 200-500 долларов выкладываться по полной программе. Маленькие зарплаты там компенсируются большим соцпакетом - бесплатные обеды, доставка на рабочее место, скидки при покупке мебели, фитнес, бесплатные курсы английского языка, возможность вырасти профессионально, посещая семинары, и много чего еще. Правда, многие работники не прочь заменить этот багаж на "живые" деньги. Все равно на все эти курсы нет времени из-за плотного рабочего графика.
Первое правило компании: разделения на начальников и подчиненных как бы и не существует. Руководителя запрещено называть на "вы", только на "ты". Причем работодатели вообще стараются не говорить со своими сотрудниками на негативные темы. Все нагоняи и выговоры подчиненные получают исключительно в письменной форме.
В этой компании за два года реально из официанта дослужиться до дизайнера, пройдя обучение прямо на рабочем месте. Между тем есть одно "но" - если сотрудник уходит из компании, он уже не может туда вернуться. Иностранцы не прощают предателей.
Вот другой пример. Крупная фармацевтическая компания работает по бельгийской системе. Нанимая человека на должность медицинского представителя, она предоставляет ему все возможные привилегии - достойная зарплата (около 900 долларов), корпоративный автомобиль, деньги на бензин и мойку, мобильный телефон с лимитом разговоров, медицинская страховка. Но за это руководители требуют от своих подчиненных без преувеличения 200-процентной отдачи. Бывает, сотрудники приходят на службу к 9 утра, а уходят в 9 вечера... через несколько дней. Надо сказать, не все обычные российские трудяги выдерживают такой график работы. Увольнений среди персонала - масса.
Немало иностранных компаний в России, как и некоторые "продвинутые" отечественные фирмы, применяют американскую дисциплинарную систему, основа основ которой - полная открытость, отсутствие секретов от коллег и начальства. Для того чтобы все сотрудники были на виду, их сажают в одну большую, обязательно светлую комнату. Рабочие места отделяют друг от друга стеклянными перегородками: вроде как личное пространство, а от зоркого глаза руководства и коллег по цеху скрыться нельзя. Приходится забыть о послеобеденном ковырянии в зубах и компьютерных играх. А свидетелями всех разговоров по телефону становятся соседи по кабинету. Особо не поболтаешь.
Но что американцу в кайф - русскому в тягость. Тотальный контроль удобен начальству, потому боссы стеклянные перегородки устанавливают сегодня чуть ли не в каждом втором офисе. Рядовой состав довольным не бывает.
"Наши двигатели с японским лицом"
На Ярославском моторном заводе вот уже который месяц осваивают японскую систему. В связи с этим сотрудники дружно учат японский язык. Спроси сейчас любого рабочего на сборочном конвейере, что такое "кайзен" или "канбан", и он тут же без запинки выдаст, что кайзен - это улучшение, а канбан - карточка.
На стенах висят стенды с фотографиями, наглядно показывающие, как был организован процесс раньше и каким он стал сейчас. Здесь же в цехах можно видеть и плакаты (пока еще по-русски): "Сделаем наши двигатели с японским лицом". Переделке русского "лица" на японское должно способствовать и поголовное переодевание всех работников в униформы - от уборщицы до генерального директора.
Появились и специальные помещения из стекла и металла, в которых проходят ежедневные утренние, а то и вечерние оперативки и разборы полетов. Присутствие для всех мастеров обязательно. Причем сидеть на таких собраниях никому не разрешается, поскольку по японской же системе это расслабляет. В результате из цехов убрали все лавки и стулья. А еще старые светильники в цехах заменили на новые. При ярком свете все увидели, что пол грязен и не мыт годами.
В сборочном цехе среднее время одной операции на конвейере сократилось секунд на 30, а из почти семидесяти человек высвободили 9.
Японцы, как известно, любят подо все подводить философскую основу. И теперь в диспетчерской каждого цеха висят плакаты, на которых указаны семь "МУД". Японское слово му-да (ударение на первый слог) переводится здесь как "то, что нам мешает". А мешают лишние движения оператора, перемещения оператора, простой, переработка, исправления. Наши рабочие с удивлением обнаружили, что японский и русский в чем-то очень похожие языки. То, что у них "му-да", и у нас примерно то же самое по смыслу. Легко сообразить и то, как теперь кличут на наших дизелестроительных предприятиях тех, кто плохо осваивает новую систему организации производства. Слово хоть и не очень благозвучное, но зато всем понятное и к тому же теперь вполне нормативное.
В офисе не споешь
Другим иностранным компаниям до японской системы, как до Японии. Однако и они пытаются придумать что-то свое, дабы заставить сотрудников работать. Причем без всяких методик. В одной из столичных фирм, занимающейся поставками стоматологического оборудования, правила поведения напечатаны золотом, вставлены в рамку и развешены по всему офису: приходить на работу ровно к 9.00. Опоздание на пять минут карается лишением обеда, на десять минут - лишением премии, на 20 минут - лишением зарплаты; уходить с работы можно только после того, как начальник оценит проделанную вами работу. Но это не должно быть раньше 18.00; на обед не должно уходить более 40 минут, иначе... Читай пункт 1; во время работы не разрешается: петь, топать ногами, бурно выражать свои эмоции, громко разговаривать по телефону, грызть ногти и барабанить пальцами по столу.
В другой фирме, торгующей пластиковыми картами, день расписан буквально по минутам. Два раза за смену людям разрешается принимать пищу, четыре раза ходить в туалет. На собственном опыте несчастные сотрудники выяснили, что с расстройством желудка лучше вообще не приходить на работу. Как бы это ни было смешно, штаны не отстираешь.
Руководители одной из питерских туристических фирм нашли способ бороться с сотрудниками, считающими минуты до окончания рабочего дня. Во-первых, они запретили носить на руке часы. Во-вторых, убрали все настенные часы. В-третьих, заблокировали на телефоне "100". О перерыве на обед и об окончании дня трудяги узнают по звонку, как в школе. Единственным источником точного времени у них остаются мобильные телефоны и клиенты.
Вот самый из ряда вон выходящий пример. В Королеве есть компания, которую создал бывший боец французского иностранного легиона. Так там люди должны были приходить на час раньше и в обязательном порядке заниматься физкультурой или боевыми искусствами. Включая женщин и пожилых мужчин. На этом издевательства не заканчиваются. Каждому сотруднику там присвоен свой порядковый номер, как в концлагере. На двери каждого кабинета написаны не имя и фамилия, а номер. Например, "БФ-3". Самое интересное, что уходить с такой работы никто не спешит. Платят там хорошо, да и социальный пакет толстый.
Что за птица - секретарь?
Несмотря на все перегибы в отношении к подчиненным, иностранное руководство в большинстве компаний дает возможность любому сделать карьеру. Существует два способа занять руководящую должность за короткий срок.
Первый - сделать карьеру в собственной компании. Крупная кондитерская компания с иностранным капиталом недавно построила в Подмосковье завод. Естественно, появились новые вакансии руководителей отделов. По внутренней системе об этом сразу же стало известно всем сотрудникам компании. Более ста человек с разных должностей решили участвовать в конкурсе. Не поверите, одним из победителей стал... кладовщик.
На обучение своих работников иностранные компании, как правило, никогда денег не жалеют.
Второй способ - прийти с улицы. Но здесь можно столкнуться с трудными испытаниями, которые, например, устроила своей сотруднице крупная торговая компания. Нового руководителя кадровой службы сразу после приема на работу отправили во Францию на стажировку. Однако радовался он недолго. Первые два месяца молодой человек работал на складе и в торговом зале - таскал коробки, проверял наличие товара. Следующие два месяца он выполнял секретарскую работу - носил бумажки, печатал тексты договоров. И только после этого сотрудника допустили к его непосредственной работе. Как оказалось, все это нужно было для того, чтобы он на собственной шкуре почувствовал, с какими проблемами сталкивается мелкий рабочий персонал. Вот бы и в российских компаниях "кадровики" проходили такую стажировку. Возможно, отношение к персоналу стало бы более уважительным.
Бывают случаи, когда с помощью вот таких конкурсов компания находит гениального специалиста. Вот история другого молочного завода. Руководители компании искали одаренного молодого человека с последующим продвижением его на пост директора. После долгих поисков они нашли девушку 25 лет, родом из населенного пункта Красные Четаи Чувашии. Невзрачная коренастая крестьянка - так в первый день назвали ее коллеги. Иностранного языка девушка не знала и на компьютере работать не умела. Но у нее был талант. Кто-то фанатеет от кошек и собак, кто-то - от игры в теннис или катания на горных лыжах, а она - от молочных продуктов.
Не имея специальных технологических знаний, будущий руководитель производства каким-то шестым чувством уже определила, как можно исправить недостатки сырья и неполадки в технологической цепочке. Проблемы устранялись быстро и с наименьшими издержками для производства.
Ушел с работы - выверни карманы
И напоследок про чисто российскую привычку. В некоторых иностранных компаниях практикуется в конце рабочего дня выворачивать у сотрудников карманы и заглядывать в сумку. А все потому, что воровство на рабочих местах, увы, по-прежнему процветает. Речь в основном идет о торговых компаниях, содержащих сеть гипермаркетов.
Во всем цивилизованном мире владельцы магазинов даже специально вычитают из прибыли определенный процент на "усушку" и "утруску". Однако с такими масштабами, как в нашей стране, они столкнулись впервые.
В последнее время служба безопасности все чаще ловит покупателей, которые, договорившись с кассиром, выносят из магазина намного больше товаров, чем оплачивают по чеку, а "прибыль" благополучно делят. Ярким примером такого "сотрудничества" может служить гипермаркет в одном из маленьких подмосковных городков. Его работниками стали почти все местные жители. Вполне естественно, что они хорошо знали как друг друга, так и многих покупателей. Уже через месяц после открытия магазин недосчитался нескольких контейнеров с телевизорами и бытовой техникой. И это не считая мелких вещей.