19.07.2005 01:00
    Поделиться

    Валерий Выжутович о реформе армии

    В этот раз начну с личного. В минувшую субботу сын-студент принимал воинскую присягу. Дело было в одной из подмосковных армейских частей, где месячными сборами, как положено, завершалось обучение на военной кафедре.  

    Принятие присяги - акт ответственный, должен запомниться. Поэтому было рекомендовано пригласить родителей. Чтобы те посмотрели на своих сыновей, помогли им проникнуться важностью события. Парней построили на плацу. Зрителей разместили плотной шеренгой поодаль. Отцы и матери не без труда выискивали в камуфляжном сплошняке родные лица. Щелкали фотоаппараты. Слышалось: "Похудел". А когда оркестр грянул "Прощание славянки", кое-кто прослезился.

    Разговорчики в родительском строю велись всякие. В том числе и такие: "У вас один? Повезло вам, успели... А у нас второй только что школу закончил. Куда поступать, ума не приложим. Военные-то кафедры почти всюду вот-вот закроются..."

    Да, в разгар вступительных экзаменов министерство обороны объявило о грядущей реформе военного образования в гражданских вузах. Число военных кафедр планируется сократить с 229 до 30. Больше, говорят, не требуется. Если каждый год, поучившись в институтах и университетах, офицерами становятся 52 тысячи человек, а служить из них идут только 8-10 тысяч, то пора, мол, сворачивать эту лавочку. На подготовку одного офицера запаса минобороны тратит 10-12 тысяч долларов, а в войска отправляются менее четверти обученных. Выходит, деньги выбрасываются на ветер. К тому же армия все острее нуждается в рядовом составе. Через два с половиной года срок службы будет сокращен до 12 месяцев. Значит вместо нынешних 340 тысяч новобранцев призывать придется почти 540 тысяч в год. Где взять столько? От намерения отменить отсрочки для студентов военное ведомство отказалось. Так пусть послужат выпускники вузов. И вообще с военными кафедрами давно пора разобраться. Они "утратили способность качественно готовить специалистов", а создавались с единственной целью - "чтобы студенты не служили срочную службу, а сразу получали звание офицеров запаса".

    Необходимость надеть на вчерашних студентов солдатскую форму обосновывается привычно. "Недокомплект" прогрессирует: нынешние Вооруженные силы обеспечены рядовым и сержантским составом лишь на 95 процентов, и если оставить неизменным законодательство, то к 2010 году эта цифра скукожится до 50-55. Укомплектовать армию полностью не удается, потому что... О, тысяча причин! Сокращается рождаемость: если, скажем, в 1987 году появились на свет 1,2 млн. мальчиков, то в 1997-м - лишь около 700 тысяч. Ухудшается физическое состояние призывников: по итогам последнего осеннего призыва, более 50 процентов ушедших в армию имели ограничения по состоянию здоровья. Неважно и с уровнем образования: общее полное имеют около 75 процентов призывников. Ну и отсрочки: состояние здоровья, необходимость постоянного ухода за больной матерью или отцом, наличие ребенка в возрасте до трех лет, беременная жена, учеба в вузе... - такое количество поводов "откосить" далее нетерпимо.

    Риторика знакомая. И все тот же простой, как сапог, способ обеспечить Вооруженные силы плановым комплектом: если 53 процента призывников составляют студенты дневных отделений, то после вуза загнать их в казармы - и вся недолга. Хотя имеются два других, куда более эффективных способа до конца укомплектовать армию: перевести ее на контрактную основу и резко - до 700-800 тысяч военнослужащих - сократить Вооруженные силы.

    Идея подвергнуть радикальному секвестру число военных кафедр как минимум дискуссионна. Например, правозащитники считают, что со своей задачей - готовить офицеров-специалистов - эти кафедры вполне справляются, подвергать их количество резкому сокращению неразумно, и вот почему: "Последнее время ежегодно призывалось примерно по 40 тысяч выпускников военных кафедр, а план на 2005 год - 45 тысяч офицеров. Если учесть происходящее сейчас сокращение количества военных училищ, то ликвидация военных кафедр может привести к тому, что в армии останутся только рядовые и генералы".

    Тут, к слову, заметим и вот что. Кто сказал, что долг перед Родиной, как понимает его военкоматская рать, можно исполнить исключительно явкой на призывной пункт по повестке? Есть Закон об альтернативной гражданской службе? Так точно. Только мало охотников воспользоваться им. Потому что этот закон составлен так, чтобы альтернативная гражданская служба медом не казалась. Докажи, что ты истинный пацифист, что твои убеждения не позволяют тебе брать в руки оружие. Служить тебе дозволяется лишь вдалеке от дома. И только на территории воинских частей, где тебя, такого умного, "деды" научат Родину любить. А срок отбывания воинской повинности - двукратный по сравнению с обычным армейским призывом - убедит тебя в том, что хрен редьки не слаще. Коли так, зачем внедрять альтернативную гражданскую? Чтобы рядом с одной армейской казармой, где подчас торжествуют нравы и обычаи лагерной зоны, соорудить еще одну такую же? В этом, что ли, альтернатива?

    Это я к тому еще, что "точечным" улучшениям наша армия не поддается.

    ЕСЛИ не начнется комплексное реформирование Вооруженных сил, ни альтернативная служба, ни сокращение числа военных кафедр, ни прочие "точечные" новации не дадут результата.

    Реформа военного образования в гражданских вузах не содержит стратегических секретов и не должна готовиться за плотно закрытыми дверьми. Она требует общественного обсуждения. Доказана ли ее экономическая целесообразность? Не приведет ли массовый призыв дипломированных специалистов в армию к растрате образования? Станут ли военные кафедры настоящей офицерской школой или все ограничится лишь существенным сокращением их числа? До какой отметки упадет конкурс (а следовательно, ухудшится отбор наиболее подготовленных, одаренных абитуриентов) в вузы, где будут закрыты военные кафедры? Насколько повысится взяткоемкость тех высших учебных заведений, где эти кафедры останутся? И наконец такой вопрос: не начнется ли массовая "утечка мозгов" за границу? Сейчас из России ежегодно уезжают учиться около 130 тысяч человек. Из них 10 тысяч получают образование на Украине. По оценке экспертов, перспектива после вуза попасть в армию доведет число дезертирующих в Киев, Харьков, Донецк до 100 тысяч в год.

    Концепция реформы военного образования в гражданских вузах пока не принята. Ее обсудил Совет безопасности и рекомендовал внести некоторые поправки. Окончательное решение примет правительство.

    ЕСЛИ эта идея будет реализована, около 100 тысяч юношей, едва успев защитить диплом, наденут гимнастерки и сапоги.

    Молодых людей с плакатами "Нет - отмене военного образования в гражданских вузах!" пока на улицах не видно. Предпринятые нынешней зимой попытки отменить для студентов отсрочки от армии, вернуться к порядку, когда начатое в вузах образование продолжалось в казарме и там же нередко заканчивалось, тоже мало кого сподвигли на протест. Но глухое роптание есть, и оно нарастает.

    Не хочу быть причисленным к "провокаторам" и "подстрекателям", поиском которых у нас кто-то чуть что готов заняться. Поэтому - только вопрос, не более. Как поведут себя студенты, самая бунтарская часть любого общества, когда армейская труба опять позовет их на построение?

    Поделиться