Начнем, пожалуй, с того, что бюджет на будущий год должен стать экспериментальным по той причине, что бюджетный процесс строится во многом на принципе местного самоуправления. Правда, похоже, что после "огрешностей" с заменой льгот денежными компенсациями, когда федеральный центр передавал часть полномочий регионам, появилась идея отложить на время эту часть бюджетной реформы. Пока, дескать, регионы нормально не смогут жить по новым бюджетным законам, нечего и муниципалитеты пускать по этому пути. Хотя время для этого есть, бюджетная реформа на муниципальном уровне должна начаться в 2007 году. Но, по мнению депутатов, начать ее надо позже, а регионам необходимо дать еще три года, чтобы власти и жители смогли переварить свалившиеся на них новые полномочия, без достаточного денежного довольствия. Хватит ли регионам на все про все еще три года, покажет время, но уже сегодня многие эксперты склоняются к единому мнению, что вряд ли все регионы будут готовы к реформе на 100 процентов.
Второй, не менее болезненный для бюджета вопрос, - это инвестиционный фонд, который планируется создать в 2006 году от сверхвысоких доходов от продажи нефти. Вопрос, который здесь стоит, - о каких деньгах идет речь и куда их тратить. Пока работала межправительственная комиссия над главным финансовым документом страны, всем стало вроде бы ясно, что в инвестфонд будет направлено около 70 миллиардов рублей. Но буквально на днях на очередном заседании правительства вновь возникли серьезные дискуссии на сей счет. Так, считает министр финансов Алексей Кудрин, в документе, подготовленном минэкономразвития, для финансирования проектов практически не прописан механизм госгарантий.
Также, считает он, нет критериев отнесения проектов к общенациональным. Глава минэкономразвития, впрочем, признал, что документ требуется доработать. Ведь подобный механизм будет запущен впервые и от ошибок не застрахован никто. Так что на этой неделе будет решаться судьба инвестиционного фонда. Вопрос в одном: в его пользу или же нет? Характерно, что у главы минэкономразвития оппонентов в этом вопросе предостаточно. В частности, считают многие противники инвестфонда, не надо тратить бюджетные деньги в больших количествах для развития подобного рода проектов, а необходимо создавать такие условия, чтобы бизнес сам был заинтересован в их реализации. А государство должно обеспечить соответствующий контроль.
Помимо этих оппонентов, на средства Стабилизационного фонда, а значит, противников инвестфонда, начали посягать и рядовые россияне. В частности, около 10 процентов граждан считают, что повышение цены на нефть сказалось негативно на их доходах, и только 3 процента высказались в пользу дальнейшего повышения цен на энергосырье. Эксперты объясняют причину такой позиции просто. В нефтяной отрасли работают около 3 миллионов человек, все остальные живут и работают не за счет нефти и, соответственно, имеют меньший доход. А негативные последствия от повышения цен на нефть, а значит, и на бензин, а в последнее время и на газ, ощущают гораздо больше граждан, чем трудятся в нефтяной отрасли. И в результате все свелось к тому, что около 90 процентов россиян, по данным ВЦИОМа, считают, что деньги, собранные в Стабфонде, надо потратить на пенсии и зарплату бюджетникам. Таким образом, будет повышено благосостояние простых граждан. Ну а то, что, потратив деньги таким способом, в стране будет лишь разгоняться инфляция, которую не в состоянии будут догонять эти повышения пенсий и зарплат, да и деньги быстро растратятся, похоже, не волнует никого. Почему? Ответ очень прост, большинство россиян живут либо ниже черты бедности, либо около нее, и для них главное - повысить благосостояние сегодня, не задумываясь о том, что будет завтра.
Между тем тратить деньги на социальные проекты считается самым опасным делом, считает директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. С одной стороны, это грозит потерей больших материальных ресурсов, которые можно было бы использовать для технологического прорыва. С другой - при таком раскладе большая часть денег Стабфонда окажется в руках чиновников в условиях слабого контроля со стороны государства. От этой ситуации не выиграет никто. А тем временем уже в этом году правительство должно покрыть дефицит Пенсионного фонда как за счет бюджета, так и за счет средств Стабилизационного фонда. И эти деньги, подчеркнем, уже никогда не попадут в экономику и тем более никогда уже не принесут никакой пользы, кроме единовременной выплаты пенсий.
Тем временем подсчеты аудиторов Счетной палаты показали, что дефицит Пенсионного фонда в ближайшие три года вырастет втрое, с 218,5 миллиарда рублей в 2005 году до 656,9 миллиарда рублей в 2008 году. Случится это в том случае, если власти повысят пенсии в 1,87 раза и не пересмотрят снижение с 2006 года ставки ЕСН. Так, отмечают аудиторы СП, к 2020 году доля пенсионеров в общей численности населения вырастет с нынешних 25,3 процента до 28,5 процента, в результате чего количество работников на 100 пенсионеров упадет со 135 сегодняшних до 116. Соответственно, к этому времени отчисления в пенсионную систему снизятся с 4 до 2,2 процента ВВП. Дыра в бюджете Пенсионного фонда может привести к отказу от рыночных механизмов пенсионного страхования и возврату к распределительной системе. Правда, в этом случае неясно, насколько пенсия будет ниже не то что прожиточного минимума (как это происходит сегодня. - Прим. авт.), а даже ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Так что к 2020 году при такой пессимистической картине ныне работающие при выходе на пенсию будут пополнять собой армию не просто нищих пенсионеров, а и бездомных в том числе, так как при отмене льгот денег на квартплату будет явно не хватать.
Есть, правда, и оптимистичный расклад: цены на нефть растут и растут до заоблачных высот, соответственно, запасы Стабилизационного фонда пополняются, бюджет не направляет деньги в инвестиционный фонд для реализации национальных проектов (которые должны будут кормить будущие поколения. - Прим. авт.), пенсии регулярно выплачиваются, пусть и минимальные, а экономика при этом не то, что не растет, а все дальше сваливается в пропасть стагнации. Как ни парадоксально, но высокие цены на нефть не только сегодня не развивают производство, но и тормозят его развитие. Так, по признанию самих нефтяников, когда цены на нефть были ниже, денег на развитие инфраструктуры тратилось гораздо больше, чем сегодня. Рост цен на нефть спровоцировал нефтяные компании вкладывать деньги не только в развитие собственного бизнеса, но и в строительство новых железнодорожных путей, производство вагонов и подвижного состава и так далее. Сегодня же при тех "откатах" в казне в виде экспортных пошлин и отсечения от высокой цены в Стабфонд такой возможности для дальнейшего инвестирования у нефтяных компаний уже не остается. А бюджет тем временем спокойно проедает деньги от продажи национальных ресурсов.