Как проводить судебно-психиатрическую экспертизу

Прокомментировать новый нормативный документ, определяющий правила организации и проведения этого важного в предварительном следствии и судебном расследовании этапа, от которого зачастую зависит судьба человека, подозреваемого или уже обвиняемого в преступлении, мы попросили заместителя директора государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессора, доктора медицинских наук Евгения Макушкина:

- Необходимость в таком документе возникла давно, ведь до сих пор на территории Российской Федерации продолжала действовать минздравовская инструкция "О производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР" от 1970 года. Но мы давно живем в другом государстве, имеющем совершенно другую, во многом принципиально отличающуюся от старой, правовую базу, другие законы, на основании которых строится деятельность экспертов-психиатров. В 2001 году был принят Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", и вся экспертная служба проходит переаттестацию, лицензирование и сертификацию. Следовательно, должны быть своего рода стандарты качества экспертизы, которые соответствуют требованиям современного законодательства и установленному им порядку организации и проведения экспертиз. Новая инструкция, являясь квинтэссенцией действующих нынче законов, и определяет эти стандарты.

Принятый документ, конечно, отличается от прежде действовавшего. Идеология нового времени, новой России определила и многие новые положения инструкции о том, что может и чего не может позволять себе эксперт, готовящий заключение о психическом состоянии подозреваемого или обвиняемого в преступлении человека. Сегодня право эксперта - сделать заявление, если он считает, что его заключение о состоянии обследуемого неправильно истолковывается следователем или судьей. И это заявление должно быть занесено в протокол. Также в соответствии с действующим законодательством новая инструкция не позволяет следственным и судебным органам требовать от эксперта, чтобы он сообщал им сведения об обследуемом им человеке, если эта информация не относится к предмету данной экспертизы.

В целом этот новый нормативный документ, несомненно, повысит качество судебно-психиатрической экспертизы в России.