Минфин не хочет оплачивать ипотечные кредиты

Сегодня программой АИЖК уже охвачено около 80 регионов. Люди берут ипотечные кредиты в банках, а агентство потом выкупает эти закладные. То есть принимает на себя часть рисков коммерческих банков, что позволяет сбить цену кредита. Собственно, на это АИЖК и нужны бюджетные деньги. И много больше, чем оно имеет сейчас. Ведь даже весьма относительно дешевые кредиты АИЖК, а это 15 процентов годовых, могут позволить себе, по оценкам Росстроя, не более 6 процентов россиян. У минфина на все это был свой ответ: ипотека уже набрала обороты и нерационально продолжать опекать ее бюджетными деньгами. Недавно правительство одобрило Концепцию развития системы рефинансирования ипотечных кредитов. Из чего следует, что государство не собирается отказываться от поддержки ипотеки, но сократит свое финансирование на 40 процентов. То есть речь идет о компромиссном варианте.

События вокруг этой темы развивались стремительно. Две недели назад министр регионального развития Владимир Яковлев заявил, что без государственной поддержки ипотека обречена на неудачу. Вслед за этим правительство поручило минфину и минэкономразвития разработать механизм предоставления госгарантий. И хотя ранее минфин настаивал на полном "рыночном плавании" АИЖК, однако под влиянием того, что программа доступного жилья становится приоритетной, изменил свою позицию.

Однако суммы господдержки минфин все-таки предлагает урезать по максимуму. Причиной этого называется монополизация АИЖК рынка ипотечных кредитов. В этом минфин смыкается с минэкономразвития - главным идеологом административной реформы. Пока дебатируется сумма в 14 миллиардов рублей в год. Этого достаточно, чтобы обслужить, к примеру, ипотечные кредиты прошлого года, когда их было выдано на сумму около 1 миллиарда долларов, но явно мало, учитывая, что планы правительства предусматривают "охват" программой каждой третьей российской семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Разумеется, такая позиция минфина легко объясняется заботой о госбюджете. Однако едва ли будет способствовать выполнению программы доступного жилья. Дело в том, что лишь немногие регионы могут потянуть субсидирование ставок из своего бюджета. Такие программы носят явно выраженный избирательный характер. Скажем, в Белгородской области из областного бюджета субсидируется сумма не более 300 тысяч рублей в течение первых 10 лет действия договора займа. В Красноярском крае власти готовы помогать лишь квалифицированным специалистам, готовым восполнить дефицит кадров в том или ином районе. "Вброс" государственных денег на этот рынок мог бы резко изменить ситуацию, но пока кардинальные инициативы минрегиона, как видим, не находят понимания в финансовом блоке правительства.