19.07.2005 02:00
    Поделиться

    Академия Плеханова на высоте

    Абитуриенты по-прежнему штурмуют экономические вузы. Этим летом в главном из них - Российской экономической академии им. Плеханова - настоящий бум: на некоторых факультетах конкурс доходит до 9 человек на место. Корреспондент "РГ" встретился с ректором РЭА им. Плеханова, профессором Виталием Видяпиным.

    Тысяча на тысячу

    Российская газета | Виталий Иванович, в этом году у вас только среди медалистов уже сложился конкурс - почти 2 человека на место. Не настораживает такой "медальный" бум?

    Виталий Видяпин | Да, столько медалистов мы еще не видели. А ведь приемная кампания еще не закончена - к нам ежедневно приносят документы примерно 500 человек. Медалисты последних лет наглядно демонстрируют, как падает качество нашего школьного образования. До Единого госэкзамена у нас свое "золото" при поступлении подтверждали до 20 процентов абитуриентов. Потом эта цифра упала до 13. И боюсь, выше она не станет.

    РГ | Так может, правильно, что в министерстве образования и науки возникла идея отменить льготы медалистам?

    Видяпин | Нет, медаль и льготы должны остаться. Медалист должен стать другим. Но это вопрос к школьному образованию. Стремление всех приравнять к среднему арифметическому - самое вредное дело. Если бы школа обеспечивала объективность оценки и давала знания на уровне...

    РГ | Но ЕГЭ - чем не объективная оценка? Вы же принимаете абитуриентов с сертификатами "единого".

    Видяпин | Была б моя воля - не принимал бы. ЕГЭ не объективен, не отражает действительности. Но тех, кто принес к нам "единые" сертификаты в нынешнем году, уже больше тысячи. Конечно, с одной стороны, удобно: абитуриент прислал документы, мы их посмотрели и приняли решение. Меньше мороки. Но мы, в отличие от других вузов, не стали переводить баллы ЕГЭ в собственную "систему координат", а просто перешли на стобалльную систему. Получилось, что пятерку можно поставить, условно говоря, и за десять выполненных задач, и за семь. Так наша тысяча медалистов эти семь заданий перещелкает, как орешки. И у "обычного" ребенка не останется шансов поступить к нам.

    Мне кажется, что время ЕГЭ еще не наступило.

    РГ | Какой же у вас конкурс?

    Видяпин | Назову данные по некоторым специальностям на середину июля: "Управление персоналом" - 9,2 человека на место, "Национальная экономика" - 9,3, "Маркетинг" - 8,5. В среднем по вузу - 6,1 человека на одно бюджетное место.

    Боливар не вынесет двоих

    РГ | В общественном рейтинге, составленном независимым агентством РейтОР, академия занимает почетное третье место, а в рейтинге министерства - пятое. Какой рейтинг для вас важнее?

    Видяпин | Конечно, рейтинг независимых экспертов значит больше. Он отражает действительное состояние дел: насколько востребованы выпускники разных вузов. Тем более, что мы выпускаем так называемых "прикладников". Наша задача, чтобы молодой специалист сразу получил работу. И если качество подготовки в академии устраивает работодателей - это главное.

    РГ | Многие из выпускников "Плехановки" стоят нынче "у руля" российской экономики. А вот американские экономисты считают, что наш экономический "корабль" идет ко дну. Они не понимают, что за капитализм мы построили. Может, мы не тому учили?

    Видяпин | Еще пятнадцать лет назад кто-то сказал, что мы строим капитализм. Не наши выпускники, заметьте. Это была первая экономическая глупость, которой мы стали следовать. Чтобы построить капитализм, нужно пройти то столетие, которое прошел весь Запад на пути к нему: с бандитизмом, с киношным принципом "Боливар двоих не вынесет", с первоначальным накоплением капитала.

    Дело в том, что в самом начале экономических процессов стояли политические замыслы. Сейчас мы пожинаем плоды этого неквалифицированного, не Плехановского, подчеркиваю, подхода.

    РГ | За последние годы предлагалось много реформ экономики. Провалилась реформа Егора Гайдара, приватизацию Чубайса до сих пор не пинает только ленивый. Почему мы делаем столько ошибок? Может быть что-то недодумал еще Адам Смит?

    Видяпин | Ни одна экономическая реформа в России, начиная со времен Петра Первого, не доводилась до конца. Из-за отсутствия кадров, экономически грамотных людей. Можно, конечно, все свалить на Адама Смита и многих других теоретиков. Но дело в том, что переход от одной экономической системы к другой - это эволюция. А мы применили способ шоковой терапии и до сих пор не можем от этого шока оправиться. Проще говоря, идем по тому пути, который нам навязали политики.

    Кстати, наши профессора еще десять лет назад предупреждали: такими темпами мы ни к чему не придем, а изменения станут ощутимы только лет через 30-40. Но мы загнали себя в яму, и, чтобы выбраться, теперь приходится вырубать ступеньки. Чтобы поднять экономику, десять лет назад нам требовалось 1,5 триллиона долларов, причем целый триллион был бы направлен на социальные нужды. Для этого наша академия еще тогда предлагала внести закон о частной собственности и продать ряд наших недр. Скажете, бред? Вовсе нет. Речь шла об 1 проценте от всех наших "запасов". Но мы этого не сделали под видом того, что не можем продавать родину.

    Экономический десант

    РГ | Жизнь и экономика меняются. А ваши учебные курсы?

    Видяпин | Конечно. Сейчас высшее экономическое образование во всем мире в одинаковом состоянии. И Адам Смит здесь уже не приоритет. Нет уже ни одного экономического решения из его теории, которое можно было бы рекомендовать.

    Для нашего вуза обычная практика - экономические игры, в которых студентам приходится продумывать реальные ситуации, нести ответственность за свои решения. Есть целые виртуальные фирмы. Игры - это, конечно, хорошо, но нам очень не хватает реальной практики. Ведь никто не обязан принимать наших студентов на практику, как раньше. Конечно, некоторые фирмы берут ребят на стажировки, даже стипендию дают - лишь бы они потом к ним работать пришли. Но не каждая фирма сегодня решится на такое.

    РГ | Как можно узнать студента Плехановской академии?

    Видяпин | У студентов РЭА есть мода не на одежду, а на знания. И нашей, профессорской, заслуги здесь нет. Студенты пришли к этому сами. Слова "дурак" и "умный" стали самыми популярными. У каждого есть кураж - считаться умным. И к третьему курсу уже формируются так называемые "десанты": кто-то создает небольшую фирму и берет туда "своих", умных. Это принципиально новый подход.

    РГ | Есть мнение, что в РЭА учатся только москвичи.

    Видяпин | Раньше у нас обучалось 90 процентов иногородних и 10 процентов ребят из Москвы и Московской области. А сейчас все с точностью до наоборот: только одна десятая часть студентов приезжает из регионов. Да и то в основном по целевому набору. А вообще, экономистов надо намного больше, чем мы сейчас имеем.

    РГ | Как же так? Все говорят о переизбытке экономистов, а их, оказывается, все мало? Не происходит ли девальвация профессии?

    Видяпин | Девальвация - это точно подмечено. Экономические факультеты открываются в профильных вузах, "генно" предназначенных для подготовки, например, инженеров. Что просто некорректно. Каждый должен быть профессионалом в своем деле. Мы же не претендуем на подготовку физиков. Вопрос качества стоит очень остро. И новое начинание - общественный рейтинг, где оценку качества нашему образованию дают общественность и предпринимательская среда, надеюсь, изменит ситуацию к лучшему. А вот перепроизводства наших специалистов не бывает. О каком перепроизводстве может идти речь, если экономист - это основа всего предпринимательства?

    Два процента за диплом

    РГ | В Думе готовятся рассматривать закон об образовательном кредите. Но известно, что немногие пока решаются взять такой кредит - уж слишком большие проценты требуют банки. Закон поможет решить эту проблему?

    Видяпин | Закон об образовательном кредите принимать пока рано. Идеальным вариантом было бы кредитование образования через государство, но у него нет денег. Большинство коммерческих банков России тоже не располагают такими средствами. Поэтому пропагандируют кредиты через залоги и поручительства. А я считаю, что это "гнилая" идея. Потому что если кредит берет родитель абитуриента, то на старости лет он рискует стать бомжом. По моему мнению кредит должен брать тот, кто в нем нуждается, то есть в нашем случае, абитуриент, без всяких поручителей. Банков, готовых на такой шаг, в России единицы.

    РГ | Образовательный кредит - это большой шаг к платному образованию?

    Видяпин | Он к этому ведет. И здесь, конечно, нужна широкая общественная дискуссия. Потому что меня не оставляет мысль, что все это - политические игры. Кстати, в Советском Союзе, при конституции, гарантирующей право на бесплатное образование, я например, платил деньги за учебу, примерно два процента от семейного бюджета. Обеспечивал такую "счастливую" возможность документ, в котором была чудесная фраза: "Учитывая возрастающую потребность в образовании... и растущее благосостояние общества, родители имеют возможность участвовать...". И как тут отказаться? Сейчас сложилась похожая ситуация. Но боюсь, двумя процентами от семейного бюджета здесь, к сожалению, вряд ли "откупишься".

    Конкурс в экономических вузах (человек на место):

    Государственный университет управления - 7,8.
    Финансовая академия при Правительстве РФ - 7.
    Государственный университет-Высшая школа экономики - 4,2.
    Академия народного хозяйства при Правительстве РФ - 3,5.

    Поделиться