Вообще в этой истории политика тесно переплелась с экономикой, как и в недавно исчерпанном конфликте "Газпрома" и "Нафтагаз Украины" вокруг "исчезнувших" в подземных хранилищах 7,8 миллиарда кубометров российского газа. Весной этого года после вполне предсказуемого повышения российскими компаниями цен на нефть и бензин премьер-министр Юлия Тимошенко прибегла к нерыночным мерам, наложив запрет на подорожание топлива. Она также заявила, что Россия предложила Украине покупать нефть по цене выше мировой. Вслед за этим Антимонопольный комитет Украины и возбудил в отношении двух наших компаний дело о картельном сговоре.
Можно вспомнить, что после такого демарша украинской "железной леди" и в России появились сторонники административного регулирования цен. Некоторые из них даже объявили это панацеей от внутрироссийского картельного сговора нефтяников, о котором много раз говорил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. В России к столь сильному "ходу" прибегнуть не решились. Да и цены вели себя смирно - по крайней мере, до начавшейся в июле "раскрутки".
А вот на Украине нерыночный подход быстро захлебнулся и был осужден президентом Виктором Ющенко, но, думается, не из любви к игре рыночной стихии. Все дело в том, что российские компании поставляют на Украину 90 процентов нефти. А принадлежащие им НПЗ на территории этой страны производят две трети бензина и дизельного топлива. А раз так, то последствия "административного восторга" Юлии Тимошенко были очевидны: наступил бензиновый голод. Политическая точка была поставлена уже через месяц после начала кризиса. Осудив своих подчиненных, Виктор Ющенко как ни в чем ни бывало призвал российские компании "вести себя партнерски по отношению к Украине". Тогда же "проклюнулись" первые ростки украинского политического кризиса. Вчерашнее же решение Антимонопольного комитета стало не более чем юридической фиксацией достигнутого компромисса.