21.07.2005 02:00
    Поделиться

    Российские гостиницы классифицируют по европейским стандартам

    О том, что Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) разработало проект Классификации российских гостиниц, руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский заявил еще в феврале на "Деловом завтраке" в "РГ". И вот результат - ожидается, что уже осенью первые гостиницы обретут "звезды" согласно новому стандарту. Подробнее о единой системе классификации гостиниц "РГ" рассказала заместитель главы Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия.

    - На данный момент в России не существует такого понятия, как "классификация" отелей. Было понятие "сертификация" - соответствие техническим требованиям, без учета качества оказываемых услуг. Фактически, каждый отель мог присвоить себе то количество "звезд", которое он считал нужным. Безусловно, это вводило турфирмы в заблуждение. Страдает, как всегда, и потребитель. К нам поступала масса рекламаций от иностранных туристов, которые, например, покупали путевку в 4-звездный отель, а на деле оказывалось, что номер не соответствует заявленному уровню. Да и россияне уже поездили по миру и хотят получить хороший сервис и дома. В ходе же классификационной проверки будет оцениваться не только техническое состояние гостиницы, но и уровень оказания сопутствующих услуг, то есть классификация подразумевает под собой еще и контроль качества. И к тому же это единственная система, одобренная государством.

    Классификация гостиниц будет проводиться на добровольной основе, и с этого момента гостиницы, не получившие должного сертификата, не будут иметь права заявлять о своей "звездности". Соответственно, потребителю будет проще сделать выбор отеля. А раз к нам поедут туристы, появится и новая доходная статья в бюджете государства. К тому же, выстроив туристический рынок по европейским стандартам, России будет легче претендовать на вступление в ВТО.

    Любопытно, что первый документ по классификации городских гостиниц "Об отнесении гостиниц в городе и рабочих поселках СССР к разрядам и номеров в гостиницах к категориям" появился более 50 лет назад. Это был очень несовершенный документ, хотя действовал около 30 лет. В нем, например, вообще отсутствовали требования к гостиницам высшего разряда. Согласно "Положению" гостиница 1 разряда отличалась от гостиницы 2 разряда тем, что имела снабжение горячей водой и парикмахерскую. Только в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве в 1980 году Государственному комитету по ценообразованию правительством было поручено разработать соответствующее Положение и два прейскуранта твердых цен - один для советских граждан, другой - для иностранцев. Такой документ был разработан с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации, Совета экономической взаимопомощи, а также обобщения опыта стран, где многие годы действовали различные системы классификации. В 90-е годы цены на гостиничные услуги перестали быть твердыми, поэтому получение более высокой категории не вело к праву применять более высокие цены.

    Чем отличаются гостиницы разной степени "звездности"? Например, если в гостинице горячую воду дают по часам, то такой отель вообще не имеет права на работу.

    - Технические требования - непрерывная подача горячей воды, электричества и отопление - должны быть соблюдены независимо от классификации, - говорит Натэла Шенгелия.

    В классификации оговариваются не только размер номера, организация питания, но даже и требования к паркингу и наличие лифта. В номере оценивается все - напольное покрытие, стены, занавески, освещение, мебель, сантехническое оборудование, краны, свободный проход к шкафам. И даже если в захудалой гостинице будет один номер, вычищенный до блеска, это не поможет приобрести заветный сертификат. Натэла Шенгелия заверила "РГ", что "звезда" будет даваться по самому худшему номеру.

    - От введения классификации выиграют все - в гостиницах начинается ремонт, обучают персонал. Уровень оказываемых услуг возрастет в разы.

    В Ростуризм уже поступили заявки от гостиниц, в том числе и из регионов. В комиссию, присваивающую "звезды", войдут чиновники Ростуризма, руководители регионов и туроператоры. Сертификат будет выдаваться бессрочно, а ежегодно будет проводиться аудит.

    Что должно быть в отелях
    (по аналогу с заграничными)

    5 звезд:

    ванная, фен, центральный кондиционер, спутниковый телевизор (русский канал), телефон, мини-бар, холодильник, сейф (бесплатно), халаты, тапочки, балкон или терраса, уборка номера (ежедневно), смена белья и полотенец (ежедневно).

    4 звезды:

    ванная, телефон, холодильник, мини-бар, спутниковый телевизор (русский канал), кондиционер, сейф (платно), балкон, смена белья (через день).

    3 звезды:

    балкон (возможен), душ, индивидуальный кондиционер, спутниковое телевидение, телефон, мини-холодильник, смена белья (4 раза в неделю).

    2 звезды:

    душ, индивидуальный кондиционер (для жаркого региона), телефон, телевизор (может не быть), смена белья (2 раза в неделю).

    Поделиться