Светлана Савицкая: Герои получат деньги и сохранят льготы

Российская газета | Светлана Евгеньевна, правительственный законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" недавно одобрен депутатами и сенаторами. Сейчас он находится на подписи в Кремле. Как вы - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне и дважды Герой Советского Союза - оцениваете этот законопроект?

Светлана Савицкая | По сути, это законопроект о поправках, которые вносятся в действующий с 1993 года закон. Правительство инициировало поправки как в этот, так и в другие законы в рамках монетизации льгот. Концепция замены льгот денежными выплатами, принятая президентом и правительством, заключалась в том, чтобы дать возможность льготникам выбрать либо льготы, либо деньги. Но все знают, что монетизация законодательно была проведена, мягко говоря, не очень здорово. Мы видели, что ошибки в 122-м законе спровоцировали выступления льготников.

Поправки же в Закон о статусе Героев вносились практически через год после принятия закона о замене льгот денежными выплатами. При этом правительство, конечно, учло собственные ошибки, которые были допущены, а также массовые пожелания Героев. Еще год назад президенту, правительству, в парламент поступали коллективные письма с просьбами не трогать действующий закон 1993 года. Потому что это один из немногих социальных законов, который действительно работал: Герои имели возможность получить практически все положенные им натуральные льготы.

Правительство обещало, что закон о внесении поправок будет принят до Дня Победы, чтобы успокоить Героев, которые весь год жили в "подвешенном состоянии", не зная, что их ожидает. Да и в правительстве, похоже, не было единства мнений. Это, конечно, нервировало людей, тем более что большинство Героев - это участники Великой Отечественной войны, которым 80 лет и более.

Они не могут постоянно находиться в состоянии ожидания того, что будет с их законом, что завтра им преподнесут - отберут или нет у них право, скажем, на бесплатное лечение или бесплатные путевки.

Неопределенность хуже всего, но для фронтовиков особенно. Правда, правительство, увы, так и не успело представить законопроект ко Дню Победы. Он был внесен с запозданием, что в значительной степени подогрело волнения льготников.

Более того, представленный правительством законопроект вначале имел два крупных недостатка.

Главный заключался в том, что правительство предложило фактически разделить Героев Советского Союза и России на две категории - тех, кто уже имеет звание, и тех, кто может получить его после 1 января 2006 года. Сразу было понятно, что это политическая ошибка. Но теперь она исправлена.

Второе, что не воспринималось ни в администрации президента, ни депутатами, ни самими Героями, - предоставление права выбора между льготами и деньгами лишь один раз и на всю жизнь. Это было неправильно, ведь другие категории льготников по 122-му закону получали такое право выбора ежегодно. Было непонятно, почему люди, которые, как признается в законе, обладают особыми заслугами перед обществом и государством, поставлены в самые худшие условия. Эту ошибку тоже исправили. По новому закону, если Герой выбирает льготы, то для этого даже не придется никого извещать, а вот если он захочет взять деньги, то до 1 октября должен будет сообщить о собственном выборе в органы социальной защиты или Пенсионного фонда. Стоит заметить, что тот же, кто предпочтет деньги льготам, станет получать каждый месяц 25 тысяч рублей.

Помимо этого были учтены и другие недостатки монетизации. В итоге, я считаю, закон получился неплохой. Если бы с таким вдумчивым подходом год назад решались вопросы по 122-му закону, люди прошлой зимой не выходили бы на улицы. Они бы понимали, что монетизация многим дает более широкие возможности.

РГ | Чем же хорош законопроект о Героях?

Савицкая | Тем, что практически сохранены все прежние натуральные льготы, которыми пользовались Герои. Надо отметить, что это самый большой набор льгот, какой есть в стране. Причем всем Героям независимо от того, когда они получили звание, будет дано право ежегодно выбирать между деньгами или льготами.

Для тех, кто вместо натуральных льгот выберет ежемесячную денежную компенсацию в 25 тысяч рублей, будет сохранено право на бесплатные социальные услуги, которые есть у каждого гражданина: бесплатная медицинская страховка и лечение по ней, первоочередное медицинское обслуживание, госпитализация, а также право первоочередного получения авиа и железнодорожных билетов, путевок, билетов на культурно-массовые мероприятия и так далее. И вне зависимости от того, что выбрал Герой - льготы или деньги, он сохраняет за собой право бесплатного пользования так называемыми VIP-залами.

Появился нюанс, касающийся бесплатного пользования домашним телефоном для тех, кто остался на натуральных льготах: льгота сохранена, только теперь она будет предоставляться по-другому - полная сумма будет ежемесячно выплачиваться льготнику, а он сам должен самостоятельно перечислить ее, оплачивая услуги телефонной связи. Для тех же, кто выбрал деньги, эта сумма будет включена в ежемесячную денежную выплату 25 тысяч рублей.

Кстати, в первоначальном варианте предполагалось, что объем компенсации составит лишь 20 тысяч рублей. Но в результате депутаты подняли эту цифру до 25 тысяч.

Практически тот, кто решит перейти на деньги, в год получит 300 тысяч рублей, и при этом все Герои и полные кавалеры ордена Славы сохраняют право на получение всех других льгот и выплат, предусмотренных другими законами: пенсионным и налоговым, законами, касающимися инвалидов, ветеранов, чернобыльцев, военнослужащих и т.д.

РГ | А санаторно-курортное лечение сохраняется?

Савицкая | Для тех, кто выбрал натуральные льготы, все сохраняется в полном объеме. Тем же, кто выбрал денежную компенсацию, за путевку надо будет заплатить самим. Но платить за нее Герои и члены его семьи будут по ценам, которые для них определены, как для льготников.

В этом и есть смысл компенсации. Ведь 25 тысяч рублей - это большая сумма по нынешним меркам. Кроме того, у тех, кто выберет денежную компенсацию, появится возможность отдыхать не только обязательно в санатории, а потратить эти же деньги на приобретение туристической путевки, допустим, в Египет, Турцию или Испанию, где за сумму ежемесячной компенсации вполне можно прилично отдохнуть 10 дней.

РГ | Как вы думаете, положение Героев после введения этих поправок улучшится?

Савицкая | Думаю, что улучшится. Только надо, чтобы люди привыкли этим пользоваться и разобрались. К примеру, по Закону о Героях, в случае его гибели или смерти вдове, несовершеннолетним детям и родителям предоставлялся ряд натуральных льгот. Так вот теперь близкие погибшего или умершего сами смогут решить, что выбрать - деньги или льготы. В случае если будут выбраны деньги, сумма в 25 тысяч рублей в равных долях станет делиться между близкими. Более того, члены семьи погибшего или умершего Героя также смогут ежегодно выбирать между льготами и деньгами.

Причем каждый из них сможет сделать свой выбор. У нас много семей Героев России, у которых остались жена и дети. Вдова, к примеру, сможет поделить причитающиеся льготы пополам: для себя получать льготы, бесплатные жилищно-коммунальные услуги, путевки, а на детей - деньги. Если же им по каким-то причинам не подошла выбранная схема, они поняли, что это невыгодно, в следующем году можно снова перейти на натуральные льготы - бесплатные путевки, лечение, услуги ЖКХ.

РГ | Получается, что никто ничего не потеряет?

Савицкая | Верно. Я считаю, что только приобретет. По сравнению с другими законами этот документ получился неплохой, потому что ничего у людей не отняли. Хотя попытки такие были: окончательный вариант законопроекта - это результат большой работы и борьбы, в том числе и с представителями экономического блока правительства. Главная победа в том, что нам удалось сохранить старые льготы.

Думаю, социальное самочувствие Героев не станет хуже, а будет только улучшаться, ведь у людей появится выбор. Не исключаю, что процентов двадцать Героев, вникнув и разобравшись в законе, все же выберут деньги.

Но наша работа на этом не закончена. После подписания закона президентом правительство должно разработать постановления, распоряжения и инструкции, как переходить на новую схему и реализовывать закон. Мы будем обязательно добиваться, чтобы он заработал так, как работает нынешний, чтобы чиновники не пытались по-своему трактовать нормы закона.