Во время досмотра обнаружилось: судно вело промысел без разрешительных документов, на борту находилось пять полных чанов с живым камчатским и синим крабом (более трех тонн), судовая роль не распределена. И вообще, по данным системы космического слежения, судно с октября прошлого года постоянно "находилось" в японском порту Вакканай.
Назвавшийся капитаном некто Николай Ананьевич (фамилию следствие пока не называет) категорически отказался вести судно для разбирательств в Находку. Был согласен только на Сахалин, что понятно, там родные стены, в месте регистрации фирмы больше влиятельных друзей и там больше возможностей минимизировать или вообще избежать наказания. Экипаж так слушался "капитана", что отказался принимать у пограничников буксировочные концы. Все пришлось пограничникам делать самим.
Как рассказал начальник отдела береговой охраны Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю контр-адмирал Александр Иванков, уже во время буксировки в 2 часа 30 минут экипаж вырубил на сейнере всю электроэнергию. Дело, напомню, было ночью.
В 3 часа 15 минут сотрудник рыбинспекции, проводивший досмотр сейнера вместе с пограничниками, доложил, что в трюмы рыболовного судна поступает вода. Рыбаки молчали. По команде управления специалист-электромеханик на плавсредстве добрался от пограничного катера до буксируемого сейнера, чтобы оценить обстановку и постараться сохранить сейнер на плаву. Но оказалось, кингстоны открыты специально, воды уже много, а завести насосы для ее откачки невозможно - рыбаки вывели из строя систему электроснабжения судна.
"Рубить трос!" - поступила команда из Владивостока, на связи с которым все время находился пограничный катер. По этой команде все тринадцать рыбаков с собранными заранее вещами, что еще раз доказывает сговор экипажа, построились для эвакуации. Пограничники подняли их вместе с судовой собакой на свой катер, и в 5 часов 27 минут сейнер затонул на глубине 127 метров.
В судовой роли экипажа все рыбаки числились матросами, и "капитан" назвался оным, возможно, спасая реального. На сейнере, заметили пограничники, рыбаки слушались не "капитана", а совсем другого человека, как выразился контр-адмирал, смотрящего. Как предварительно полагают в Погрануправлении УФСБ по Приморскому краю, экипаж связался с реальным хозяином судна, который и дал команду открыть кингстоны, по средствам связи, запрещенным к использованию в Российской Федерации. Скорее всего, основываясь на неких данных, утверждают пограничники, это была связь, используемая внутри Японии.
Кстати, пока сейнер еще был на плаву, кое-кто из членов экипажа через иллюминатор украл лист координат, в которых у рыбаков сейнера было поставлено еще более полутора десятков крабовых порядков. Однако пограничники успели сделать копию, поэтому координаты, где стоят порядки, им известны. Вчера к вечеру один порядок уже был выбран. В нем находилась тысяча особей краба, которых и выпустили в море.
Почему сейнер, числившийся по системе позиционирования стоящим уже восемь месяцев в порту Вакканай, оказался вблизи побережья Приморья? Это предмет разбирательства. Впрочем, космическую систему позиционирования рыбаки давно научились успешно обманывать. Даже контр-адмиралу Иванкову знакома компьютерная программа для российских рыбаков, содержащая информацию о том, как запрограммировать судовой компьютер, чтобы он сигнализировал системе нужные экипажу координаты нахождения судна.
"Альма", принадлежащая сахалинскому ООО "РК Море", хорошо знакома дальневосточным пограничникам. За последние три года сейнер четырежды с разными экипажами задерживался за грубые нарушения правил промысла и действующих документов на промысел не имел никогда. Хозяин ООО некто Фадеев сейчас активно сотрудничает со следствием. По его словам, он сдал сейнер, единственный, к слову, в его фирме, в аренду некоему господину: то ли гражданину Кореи, то ли российскому корейцу.
Затопленный сейнер 1974 года постройки. Видимо, хозяин улова решил, лучше затопить "старичка", чем нести наказание за незаконный промысел. Но в Погрануправлении УФСБ полагают: расчет неверен. Кроме статьи 256 УК РФ - незаконная добыча морепродуктов, животных, растений, - следственные органы намерены предъявить экипажу обвинение в создании ситуации, когда люди подвергались смертельной опасности. Имеются в виду служащие срочной службы, находившиеся в момент затопления на сейнере.