Хорошо еще, если объектом СМС-терроризма избран такой же тинейджер, как и сам мучитель. В конце концов жертва может плюнуть и выбросить "засвеченную" сим-карточку, купив себе новый номер за сотню рублей. Но если вы взрослый, солидный человек и на ваш телефонный номер завязаны сотни важных контактов и неотложных звонков - плохо ваше дело.
В редакции шло совещание. Редактор был мрачен, время от времени его телефон негромко улюлюкал - пришло очередное СМС. По прочтении каждого последующего лицо редактора становилось еще мрачнее. "Наверное, домашние замучили", - подумалось многим.
Как оказалось, причиной раздражения стали не семейные разборки, а элементарное хулиганство. Каждые пятнадцать минут на телефон приходили сообщения: "Зай, выгляни в окно!" Причем абонентский номер "заи"-респондента исправно определялся, но не принадлежал никому из близких или даже дальних родственников. На попытки пообщаться "вживую" таинственный заботливый "зая" не реагировал в принципе, звонков не принимал. И продолжал развлекаться глупыми сообщениями с упорством, достойным лучшего применения.
Как избавиться от мучающихся от безделья хулиганов, поинтересовалась "РГ" в службе безопасности компании. Сотрудница отдела Зоя Жаринова сразу предложила подать заявление в милицию. - Дело в том, - сказала она, - что мы не имеем право самостоятельно читать тексты СМС, а также по своей инициативе определять номер, откуда идут сообщения. Зато пострадавший гражданин может зайти в ближайшее отделение милиции и написать заявление о своих претензиях. В ответ на его жалобу милиция даст нам запрос, в котором будет сформулирован вопрос, на кого зарегистрирован высветившийся в мобильнике номер хулигана. Мы, в свою очередь, сообщим паспортные данные и домашний адрес этого человека. Дело в том, что предъявлять кому-то претензии имеет право только милиция. Только она может определить, по какой статье Уголовного ли, Административного ли кодекса нужно предъявить обвинение.
Не исключена и банальная ошибка номером. А может быть, извините за предположение, это окажется некий контакт самого абонента, о котором он не хочет вспоминать прилюдно... В общем, быть может все что угодно. И главное - мобильная компания не имеет к этому ни малейшего отношения. Но по закону на запрос милиции мы дадим обстоятельный ответ.
Позвонив наугад в ближайшее ОВД "Останкино", корреспондент "РГ" спросил у начальника отделения уголовного розыска следственно-криминальной милиции Георгия Габараева, часто ли обращаются москвичи с заявлениями о помощи в таких случаях. Майор милиции признался, что ни разу с подобными просьбами не сталкивался, но принять заявление в отделении не отказали бы. "К каждому конкретному случаю надо подходить индивидуально, и заниматься этими проблемами должны, конечно, специалисты. В одном случае достаточно профилактической беседы, в другом - подобное сообщение может содержать и определенные признаки уголовного деяния, например, угрозы жизни.
Надо первым делом выяснить, кто посылает эсэмэски: возможно, дети балуются, а может быть, в какой-нибудь газете прошла реклама, содержащая ошибочную информацию, в том числе и телефоны. Надо разбираться конкретно с каждым случаем. Уверяю вас, у нас такие возможности есть".
Справка "РГ"
С подобными вопросами в отделы безопасности компаний мобильной связи в
среднем обращаются 5-6 человек в месяц. Кроме обращения в милицию, специалисты компании рекомендуют предпринять следующее:
* отключить на время телефон (если это возможно);
* поставить на время переадресацию на другой номер;
* сменить номер (крайняя мера).
Однако, как сообщила "РГ" вице-президент Клуба противников сотовой связи Анна Румянцева, есть более короткий и легкий путь решить проблему. В любом более или менее современном мобильнике предусмотрена функция "черного списка". В этот список можно поставить номер назойливого спамера, если таковой определился, и впредь все сообщения и звонки с "вражеского" телефона будут отсекаться автоматически. Можно настроить список и так, чтобы вызовы проходили лишь от определенного числа "желательных" абонентов, однако в этом случае вы рискуете пропустить звонок или сообщение от любого постороннего, но полезного вам человека. Наконец, функцию СМС можно отключить в принципе. Если ваш респондент имеет сообщить вам что-либо действительно важное, пусть не стесняется и говорит "вслух".