С первым все более или менее понятно: главный девиз Олимпиад -не победа, а участие. А второй вопрос имеет гораздо большее значение для будущего российского спорта. О важности реформирования системы управления отечественным олимпийским движением мы беседуем с президентом Федерации тенниса России, членом Международного олимпийского комитета (МОК) Шамилем Тарпищевым:
Российская газета | Насколько актуальна проблема реформирования системы управления олимпийским движением России?
Шамиль Тарпищев | Она сверхактуальна. Достаточно сказать, что примерно месяцев десять назад члены МОК для России - Виталий Смирнов, Александр Попов и я - получили письмо от президента МОК Жака Рогге с просьбой привести устав ОКР в соответствие с хартией МОК. Потому что устав ОКР давно уже не соответствует требованиям Олимпийской хартии.
РГ | А когда разошлись пути устава нашего ОКР и МОК?
Тарпищев | Этот процесс давнишний. Хартия олимпийского движения претерпевает изменения уже на протяжении последних 10-12 лет как минимум. А у нас положения устава ОКР не менялись принципиально ни разу с 80-х годов. Все движется вперед, а мы стоим на месте.
РГ | Какие это положения?
Тарпищев | Например, в МОК двухступенчатое управление. А у нас - трех. То есть в МОК структура сделана так, что можно кардинально решать вопросы. У нас все крайне размыто: в Олимпийском собрании 400 человек, в исполкоме больше 50 плюс есть еще бюро. Одних вице-президентов ОКР 16 человек. Совершенно непонятно, кто что решает. И кто за что отвечает. Мы долго обдумывали проект устава с Поповым и Смирновым и разработали рекомендации по приведению устава ОКР в соответствие с хартией МОК. Но когда ОКР создал свою рабочую группу, никого из нашей тройки не пригласили для участия в ее работе. Эпизодически посещал эту рабочую группу только Смирнов. Они что-то сделали сами и скоропостижно отправили устав в МОК. Причем в отправленном по линии ОКР проекте устава было одно весьма существенное положение: государственный служащий не может избираться президентом этой организации. Против кого оно направлено? Видится, что против Фетисова в первую очередь. Чьи интересы оно защищает? Тех, кто хочет остаться в руководстве ОКР: Тягачева и уже входящих в состав комитета функционеров. А закончилась эта эпопея и вовсе печально. Дотянули до того, что к сессии МОК окончательный вариант устава подготовлен не был. В результате сейчас ОКР - нелегитимен. Ведь он живет без устава. Значит, если мы сегодня выберем Сочи кандидатом в олимпийские столицы, встанет вопрос: что должен делать МОК, получивший заявку от нелегитимного ОКР? Получается чистая подстава государства.
РГ | Почему же дотянули до такого положения дел? Может, это выгодно кому-либо?
Тарпищев | Очевидно, руководители олимпийского движения России чего-то боятся. Держатся за свои места. Там есть и люди уже предпенсионного возраста, которые сидят там еще с советских времен.
РГ | А можно ли говорить и о персональной ответственности нынешнего руководства ОКР, скажем, за снижение авторитета России в международных спортивных организациях?
Тарпищев | А что они могли сделать? Через кого? Они довели себя до того, что ничего сделать не могут. Помните бездарную пресс-конференцию в Солт-Лейк-Сити после дисквалификации Даниловой и Лазутиной, когда наши чиновники навалились на международную федерацию и на МОК одновременно. Прежде чем давать такую бездарную пресс-конференцию, где мы дискредитировали себя на весь мир, нужно было понять механизм принятия решения. Надо было сотрудничать с международными федерациями, привлекать на свою сторону МОК и искать путь решения проблемы. Понять механизм, почему это происходит, и восстать именно против него. А не душить МОК, который тут ни при чем. А получилось, что наши люди вышли на пресс-конференцию и обвинили международную федерацию и МОК. И разве можно рассчитывать после таких огульных наездов не по адресу, что эти организации будут на твоей стороне? В результате утопили Данилову с Лазутиной на ровном месте. Так это что? Грамотные действия нормального Олимпийского комитета? Совсем не похоже.
РГ | То есть если ничего не изменить, нашему спорту не стоит ждать изменений к лучшему?
Тарпищев | В принципе весь российский спорт можно структурировать за полгода, было бы на то желание. Нужно прежде всего утвердить систему взаимоотношений между всеми игроками на этом поле. Потом привести все в соответствие с требованиями международных федераций, Хартией МОК и потом разобраться с нашими внутренними законами. И когда эта система заработает, каждый будет отвечать за свой участок. А сейчас сплошная бульварная хроника - все кричат, но никто ни за что не отвечает.
РГ | Но если это не сделать, нашему спорту придется забыть о крупных победах на международной арене.
Тарпищев | Не все так плачевно. Мы сохранили вертикаль тренер-спортсмен, за счет чего и выигрываем с советских времен. Кроме того, есть люди, живущие идеей и воплощающие ее в жизнь. Тот же Фетисов. И если им не мешать, они быстро построят вполне удобоваримую систему отношений. Мешать - могут не построить никогда.