- Какие творческие секреты у художника Владимирского?
- Рисовать сказочных героев - моя профессия. Она требует постоянного совершенствования. Мне скоро уже 85... Тысячи Буратин нарисовал, сотни портретов одних и тех же героев Изумрудного города, но каждый раз, приступая к работе, думаю о том, как бы не повториться. Потому и своеобразные ежедневные тренинги себе устраиваю изо дня в день. В детстве мне мама каждый вечер рассказывала сказку. Когда я повзрослел, ей это надоело. С того времени сам себе придумываю вечерние сказки. Утром просыпаюсь и наскоро записываю, зарисовываю сюжеты. Так работал и Волков, нашедший многие страницы своих повестей в снах.
- Каких героев вам легче рисовать - добрых или злых?
- Отрицательные персонажи легче создавать, чем положительные. Хотя никогда не надо спешить зло рисовать в обличье Дракона или Бабы-яги с перекошенным лицом, красными от бешенства глазами. Приведу такой пример. Меня попросили проиллюстрировать сказку "Никита Кожемяка". Известный всем сюжет. Сказка издавалась множество раз. Что нарисовать, доселе небывалое? Ищу зацепку, думаю над новым поворотом. И вдруг разговорился с юной читательницей. Спрашиваю, боится ли она Дракона. Ответ совсем неожиданный: "Он же добрый... Дракон очень галантно ухаживал за царевной. А та выпытала тайны о слабостях. И предала своего кавалера, помогла Никите убить Дракошу..." Я и поддался такому читательскому настроению. В итоге Дракон с тремя головами получился добрый и милый. Издатели побурчали немного, но отошли от трафаретного представления, пропустив на страницы Дракона-симпатягу.
- Приходится ли художнику, оформляя сказки, искать персонажи в окружающей действительности?
- У меня поначалу такое случалось сплошь и рядом. Когда начали работать с Волковым, я часто с ним советовался, предлагал разные варианты решения. Прочитал раз-другой "Волшебника Изумрудного города", поговорил с писателем. Кажется, что все понятно. Колдунья Арахна должна быть большого роста, злой, малограмотной. Но фантазия моя "молчит". Езжу в метро - ищу злую, несимпатичную тетку. Что-то выглядел. Сделал рисунки, показываю Волкову - нет, говорит, не то. Дни провожу на вокзале. Помечаю в блокноте штрихи, лица. Волков снова не принимает: "Понимаешь, у тебя Баба-яга получилась. А надо Арахну найти..." Возвращаюсь без настроения домой, встречаю на лестнице соседку с помойным ведром. Что-то в ней колдовское, неприятное цепляет меня. Делаю рисунок. Волков в восторге: "То, что надо!.." Выходит книжка. Приятели в один голос мне и говорят: "Берегись! Узнает себя соседка - не сдобровать". Что делать, рассказал о книге соседке, вручил ей экземпляр: "Майя Алексеевна, посмотрите иллюстрации". А та, поздравив меня с успехом, говорит: "Как удивительно похожа ваша героиня на соседку из 6-й квартиры. Такая же противная и злая". Я успокоился. И понял, что не надо бояться никакой натуры.
- "Волшебник Изумрудного города" с вашими иллюстрациями переиздавался, как утверждают библиографы, не менее 110 раз. Не возникало ли желание что-то переделать в персонажах, добавить вашим героям новые черты?
- Дело здесь вот в чем. Интерпретаций, конечно же, может быть множество. Одного Страшилу я нарисовал больше 400 раз. И мне кажется, что полностью выложился. Меня все время другое волновало. Казалось, что и у персонажей Волкова, и в сказке о Буратино не все сказано.
- Потому и сами в писатели пошли...
- Да. Написал сначала "Буратино ищет клад". А затем - "Буратино в Изумрудном городе".
- А не считаете ли вы, что век Буратино подходит к концу? Появились Гарри Поттеры, компьютерные страшилки. Детей все труднее вытащить из виртуального пространства и усадить за хорошую книжку...
- Не думаю, что все так грустно. Буратино перекочует в компьютер, найдет себе место, не изменяя своему озорному и доброму характеру. Сужу об этом по своему внуку и тому интересу, с каким встречают мои пьесы по мотивам знакомых сюжетов. В 2003 году "Детская роман-газета" опубликовала "Буратино и сказочные часы". Есть еще "Гудвин - волшебник Изумрудного города". В Москве сейчас издается многотомник о приключениях в Изумрудном городе. Автор - известный детям прозаик Сухинов. А оформляет книги художник Мисуно, уроженец Беларуси.
- Леонид Викторович, в Москве существует клуб "Друзья Изумрудного города", президентом которого вы являетесь...
- Мы много делаем. Провели не так давно выставку в Федеральном собрании Российской Федерации. Сам спикер Сергей Миронов перерезал ленточку. Готовим международный фестиваль "Здравствуй, Изумрудный город!"
- Из Беларуси кого-то пригласите?
- Непременно. И художников готовы пригласить, и юных читателей.