Два состава с номерами 53/54 будут ежедневно курсировать между двумя столицами. Конечно, никакими литерными они не будут, а ходить будут строго по расписанию. Владелец поезда - одна из московских компаний, уже несколько лет сотрудничающая с Октябрьской железной дорогой в рамках совместного проекта, гарантирует пассажирам дополнительный комфорт. Однако стоимость проезда окажется сравнима с авиаперелетом из Петербурга в Хабаровск.
В данном случае наблюдается интересная тенденция: цены на авиаперевозки хотя и высоки, но относительно стабильны (во всяком случае, в Петербурге), а железнодорожный транспорт постоянно дорожает. Эксперты Министерства транспорта РФ утверждают, что в ближайшем будущем пассажиры будут оплачивать не проезд на определенном виде транспорта, а расстояние, которое предстоит преодолеть. И выбирать им придется между скоростью (авиация) и комфортом (железные дороги).
Основная идея проекта частного поезда Москва-Петербург, как рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор транспортной компании Андрей Кудрявцев, - создать состав-гостиницу. Поэтому менеджеры фирмы сразу же отказались от идеи арендовать состав. Компания заказывала вагоны и локомотив по собственным проектам. В итоге на стандартной площади размещено меньшее количество купе.
В целом поезд состоит из 14 вагонов различной категории комфортности - два вагона класса "люкс", два вагона с шестью четырехместными купе, девять вагонов СВ и так называемого штабного вагона. При этом пассажир сможет, не выходя из купе, сходить в туалет, помыться в душе, настроить кондиционер и так далее. Среди услуг частного поезда - аудиовидеопрограммы и спутниковое телевидение, беспроводной Интернет.
Несмотря на то что, как предполагается, за одно место пассажирам придется выложить от 6 до 12 тысяч рублей, менеджеры транспортной компании заявляют, что их проект перспективный: за 10 лет они рассчитывают получить прибыль в размере более 800 миллионов рублей. Это с учетом того, что инвестиции в проект составили 10-12 миллионов долларов. Их оптимизм основан на том, что частные вагоны этой компании, уже более года курсирующие в составе "Красной стрелы" и обладающие схожим уровнем комфортности, заполняются практически на 100 процентов.
У экспертов-специалистов, управляющих железными дорогами в течение десятилетий, иное мнение. Проект частного поезда появился в ходе реализации второго этапа реформирования РАО "РЖД", который заключается в создании конкуренции. В некоторых регионах уже появились дочерние компании РАО, занимающиеся пригородными сообщениями. Но если грузоперевозчики окупают свои затраты, то пассажирские поезда работают в убыток. Без монополии, считают железнодорожники-пессимисты, этот бизнес не выживет. Именно поэтому специалисты не уверены, что и частный поезд сообщением Петербург-Москва окупится или принесет доход. Тем более что по условиям договора транспортная компания - владелец поезда - выплачивает железной дороге некоторую сумму, в которую входят все затраты Октябрьской железной дороги на содержание инфраструктуры и организацию курсирования поезда.
Однако вряд ли подобное затратное предприятие необходимо лишь для соблюдения требований Федеральной антимонопольной службы о необходимости введения конкуренции в сфере пассажирского сообщения. Руководство Октябрьской железной дороги еще несколько лет назад начало переговоры с частным перевозчиком - о запуске на маршруте Москва-Санкт-Петербург первых частных поездов. Учредителями ее тогда стали петербургские компании - транспортно-экспедиторская группа и транспортно-туристическая компания. По каким-то субъективным причинам, а также в силу недостаточной готовности рынка проект слегка застопорился и москвичи опередили петербургских перевозчиков. Но, скорее всего, ненадолго: уже в ближайшее время питерская группа собирается запустить на маршруте Москва-Петербург собственный частный поезд. При этом аналитики уверены, что в итоге питерцы спокойно поделят рынок с москвичами. Ведь первые делают ставку на скоростные поезда, предназначенные для деловых людей, ценящих свое время, в то время как поезд вторых многие называют "частным отелем на колесах". Впрочем, здесь явственно звучат конкурентные мотивы.
На самом деле, по мнению экспертов, места должно хватить если не всем, то многим: емкость рынка пассажирских перевозок на маршруте Москва-Петербург оценивается почти в 200 миллионов долларов в год.
Досье "РГ"
Первый частный электропоезд в России начал курсировать в 2003 году на участке Москва-Рязань. При том, что стоимость проезда в нем такая же, как в обычных электричках, пассажирам предоставляются дополнительные услуги: от продажи прессы до возможности заказа такси. Электропоезд стоимостью 2 миллиона долларов был приобретен за счет собственных средств транспортной компании. Мода на частные поезда также охватывает и Европу: совсем недавно частные поезда пошли по дорогам Польши, Франции, Бельгии.