01.08.2005 02:50
    Поделиться

    Собственники жилья могут выбрать управляющую компанию

    До часа "икс" осталось чуть больше полугода, а у осведомленных собственников одни вопросы: как отдать дом в управление, кто его возьмет и, главное, сколько за это придется платить? Местные же власти хранят странное спокойствие.

    Все, как всегда, упирается в самый болезненный - денежный - вопрос. Сегодня москвич платит за техобслуживание, вывоз мусора и некоторые другие коммунальные блага, об организации которых для него договаривается ДЕЗ по жестким низким ставкам, установленным городом. Кроме того, ежегодно из бюджета на каждый дом выделяются дотации, которые идут на капремонт, обслуживание дорогостоящего лифтового хозяйства и многое другое. Четыреста тысяч москвичей получают от города дотации на оплату коммунальных услуг. Только собственники двух и более квартир платят по полной стоимости за техобслуживание, да и то она невысока - чуть больше 10 рублей за квадратный метр в месяц.

    Теперь же все эти деньги как бы переходят в распоряжение собственников, которые должны нанять управляющего. Внешне все выглядит по-рыночному: приоритет получит та компания, которая предложит наилучшее сочетание "цена-качество", гарантию чистых подъездов, горячих батарей и вежливых слесарей. Но это - в идеале Жилищного кодекса.

    На самом деле придется выбирать из того, чего не существует. Таких компаний в столице нужно как минимум несколько сотен, реально же их можно пересчитать по пальцам. Рынка услуг сегодня практически нет. Такова оценка депутата Дмитрия Катаева, члена комиссии по жилищной политике и реформе жилищно-коммунального хозяйства Мосгордумы.

    - Все это может превратиться в один большой лохотрон, - говорит депутат. - Вполне могут быть ситуации, когда дом доверится компании, а та возьмет громадный кредит под имя жильцов и сбежит.

    Но даже если бы было из чего выбирать, заставить владельцев квартир собраться в одном месте и принять общее решение практически невозможно из-за общей привычки, что за нас все решал дядя.

    Многие просто не знают, что сейчас происходит, считает Евгения Юнисова из некоммерческого партнерства "Управдом". А те, кто знает, не знают, как это сделать. Никто ничему не учит и не проводит никакой подготовки. А государство, похоже, само не знает, что происходит, и, не трогая, от греха подальше, граждан, постарается дотянуть до первого марта и назначить свои управляющие компании, в которые, скорее всего, превратятся все те же ДЕЗы (по Жилищному кодексу если выбор не делает сам дом, то управляющую компанию по конкурсу назначает управа). А им, между прочим, как и другим коммерческим компаниям, стопроцентно доверять тоже будет нельзя, ведь над ними уже не станет жесткого городского контроля. И где гарантия, что вчерашний ДЕЗ, то есть его руководство, не "свинтит" вместе со всеми домовыми финансами?

    С другой стороны, если выбирать не из чего, в любом случае с бывшим ДЕЗом договор будет заключен на два-три года, и, если он и раньше устраивал жильцов, в целом, кроме какого-нибудь вечно пьяного слесаря, так разве не стимул переквалифицировавшейся в управляющую компанию бывшей госструктуре навести порядок в своих рядах? Да и потом, когда Государственная Дума разрабатывала новый Жилищный кодекс, одной из главных идей было - создать здоровую конкуренцию в области ЖКХ.

    Впрочем, чтобы "стронуть" нашего гражданина на какое-либо действие, надо провести огромную рекламную кампанию с постоянным разбрасыванием листовок, билбордами на улицах, распространением справочной литературы, которая, между прочим, даже и не написана. И не только она.

    О новых положениях ЖК стало известно еще в марте этого года, а еще месяц назад на слушаниях в Мосгордуме выяснилось, что в столице понятия не имеют, как должны определяться участки земли, принадлежащие дому, а значит, и собственникам, как будет осуществляться механизм компенсаций: город сохраняет систему дотаций, но в каком размере? Наняв управляющую компанию, собственники установят и свои тарифы. А если они составят пятьдесят рублей за квадратный метр? А муниципальные помещения, которые есть в каждом доме? Жилые квартиры должна представлять управа, офисные - Департамент имущества. И каким образом эта "гидра" должна заявлять свое мнение на собрании?

    Методические рекомендации по проведению собрания и выбору управляющей компании вроде как готовятся, но появятся, скорее всего, не раньше осени.

    - Я считаю, что надо добиваться отмены вступления в силу этого пункта Жилищного кодекса с первого марта будущего года, - говорит депутат Дмитрий Катаев. - Ни люди, ни рынок еще не готовы.

    Сейчас депутат готовит соответствующие поправки в Жилищный кодекс, которые будут предложены Госдуме осенью, когда все парламентарии вернутся с каникул. Шанс внести и обсудить их до первого марта еще будет.

    Для того чтобы собрание состоялось, нужно:

    1. Определить место проведения собрания.

    2. Оповестить собственников не менее чем за десять дней до проведения собрания.

    3. Подготовить бюллетени для голосования.

    4. Зарегистрировать участников, оформить протокол, проверить полномочия и доверенности, определить кворум.

    5. Определить все условия договора управления многоквартирным домом или принять устав нового ТСЖ.

    6. Составить договор с компанией, составить устав ТСЖ, и не забудьте его зарегистрировать в органе юстиции.

    СОВЕТЫ СОБСТВЕННИКАМ

    1. Изучите список имеющихся в городе управляющих компаний (перечень оказываемых ими услуг, стоимость, наличие техники, квалификации персонала, возможностей).

    2. Изучите опыт домов, уже перешедших на новую систему управления, чтобы избежать их ошибок.

    3. Обсудите с соседями цели и перспективы по управлению.

    4. Помните о том, что дом считается переданным в управление не позднее тридцати дней с момента заключения договора управления собственников с управляющей организаций. Никаких решений префекта, главы управы или других государственных лиц не требуется.

    5. Городские власти не имеют права требовать для проверки на соответствие законодательству учредительных документов создаваемых собственниками товариществ и принимать после этого распоряжения об организации управления многоквартирным домом.

    6. Порядок и размер оплаты согласовывают между собой управляющая компании и собственники.

    7. Составьте опись общего имущества многоквартирного дома, обсудите условия его хранения.

    8. Проконсультируйтесь с юристом, каким образом составить договор, чтобы управляющая компания не могла принимать решения, способные нанести ущерб собственникам.

    Поделиться