02.08.2005 01:00
    Поделиться

    Больше всего денег из России уходит в Азербайджан

    Больше мигрантов - больше переводов

    Признание российского ЦБ, можно сказать, вынужденное. Во всем мире рынок денежных переводов переживает период бурного роста. По официальным данным, его объем достиг к сегодняшнему дню 100 миллиардов долларов, а по отдельным оценкам экспертов, он на 30-40 процентов больше. Прежде всего это вызвано повсеместным ростом миграционной экономики. По имеющимся данным, до 3 процентов населения Земли оказались вне стран, где родились. Эти процессы и формируют устойчивые денежные потоки.

    Естественно, не могли они обойти стороной и постсоветское пространство. Причем миграционные перемещения здесь в 5-6 раз выше по сравнению со среднемировыми значениями, что связано с недавним распадом СССР. В итоге объем рынка денежных переводов в России в 2003 году увеличился вдвое, а в минувшем - еще примерно на 40 процентов. В целом же эксперты оценивают емкость этого рынка в 8-12 миллиардов долларов, кроме того, не ниже 20 процентов - это так называемые ненаблюдаемые переводы денег.

    Игроки уже определились

    Сегодня в России денежными переводами занимаются международные и локальные системы, банки, почта. Еще совсем недавно в стране существовала всего одна, да и то иностранная компания, культивирующая этот вид бизнеса. Она чувствовала себя на нем уверенным монополистом и надеялась пробыть в этом качестве еще долго. И, как следствие, устанавливала очень высокие тарифы. Сегодня, не считая почты, таких сетей 13. Причем преимущественно российских. Это позволило не только значительно увеличить объемы переводимых средств, но и существенно снизить комиссию.

    Ныне рынок денежных переводов в России довольно четко структурирован. Есть два вырвавшихся вперед лидера, максимально покрывающих территорию страны, солидная группа середнячков и несколько совсем небольших компаний, которые преимущественно выполняют операции на узких направлениях.

    В коммуникативном аспекте все структуры можно разделить на три группы. В первую входят так называемые "солисты", которые ни с кем не взаимодействуют. Есть сети-"ровесники", которые возникли примерно в одно и тоже время и на первоначальном этапе развивались совместно, но затем обороты внутри каждой из них стали намного превышать объем их взаимообменов. Третья категория - комбинаторная, когда системы присоединились друг к другу не для создания долговременных альянсов, а ради получения рекламных преимуществ и возможностей более быстрого начального роста. Правда, в результате таких временных и поспешных объединений рынок нередко развивается хаотично, дискриминируются бренды.

    Тарифные войны завершены

    Аналитики выделяют три модели тарифной политики. Первая - гиперкомиссия: сколько бы ни снижались комиссионные, тарифы компаний, придерживающихся такой модели (это крупные одиночки), остаются высокими. Вторую модель можно охарактеризовать как равновесную, когда запросы компаний в целом удовлетворяют потребителя. И третья - демпинговая. Она существует в двух видах - общий демпинг и диаспоральный. Общим демпингом в основном злоупотребляют структуры, которые, выходя на рынок, ставят своей целью во что бы то ни стало потеснить с него признанных игроков. Диаспоральный демпинг связан с денежными потоками в определенных направлениях, когда специализирующиеся на этих видах операций компании стараются таким образом удержать клиентов. Хотя подобные явления имеют место и поныне, в основном тарифные войны на рынке денежных переводов закончились победой приверженцев равновесной модели.

    Куда и сколько

    Любопытен вектор движения денежных потоков: сумма переводов из дальнего зарубежья в Россию больше, чем из ближнего. В целом же наша страна является донором этого рынка - в 2004 году из России по этим каналам ушло на 1,3 миллиарда долларов больше, чем пришло. Средняя величина одного перевода в Россию по итогам первого квартала 2005 года составила 410 долларов, в частности, из стран дальнего зарубежья - 440 долларов. Средние суммы переводов из России сопоставимы, но немного меньше. А самый интенсивный денежный поток из нашей страны направляется в Азербайджан. Этот факт позволяет сделать вывод, какая из национальных диаспор в России наиболее экономически активна. Несколько меньше денег уходит в Грузию и Армению. Возникает неизбежный вопрос: действительно ли эти этнические общины зарабатывают на территории России меньше, чем азербайджанцы? Скорее всего в силу ряда причин деньги в эти страны уходят по диаспоральным ненаблюдаемым каналам. В последнее время также увеличились рублевые переводы, что, как можно предположить, свидетельствует о росте имиджа российской валюты.

    Зеркало финансового рынка

    Рынок денежных переводов, на который еще не так давно мало кто обращал внимания, становится все более значимым на финансовом и банковском горизонте. По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, это то направление, которое банковское сообщество заинтересовано развивать, как один из путей повышения общего уровня капитализации банковского сектора.

    Вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев отмечает еще одну важную особенность: на рынке денежных переводов преуспели исключительно частные банки, в то время как государственные остались за бортом. Хотя они имели наиболее благоприятные стартовые возможности, в первую очередь разветвленную сеть отделений и филиалов.

    По мнению экспертов, трудовая миграция будет расти и дальше, а вместе с ней будут расти объемы этого вида финансовых услуг - примерно на 30 процентов в год. В свою очередь, рост доходов населения будет увеличивать размеры переводимых сумм.

    Между тем

    Европейский союз в ближайшие месяцы ужесточит контроль за денежными переводами с целью пресечения каналов финансования терроризма. По словам комиссара ЕС по внутреннему рынку Чарли Маккриви, во всех денежных переводах в страны - члены ЕС и из региона Евросоюза будут обязательными такие данные: номер счета, дата его открытия, имя и адрес лица/фирмы, поручающих банку перевод. Кроме того, все правовые и финансовые учреждения стран - членов ЕС обязаны с августа 2005 года устанавливать и отслеживать данные о клиентах, совершающих операции на сумму 15 тысяч евро и более.

    Поделиться