Все работы хороши
С каждым годом в полку желающих поработать на время летних каникул прибывает. Характерная особенность нынешнего трудового семестра – как привет из прошлого – массовое возрождение студенческих стройотрядов.
Примета лета – мальчики с метлой или лопатой. Девочки, дергающие сорняки на клумбе и спасающие чахлые цветочки от неминуемой погибели. Для работодателей радость – на работу, не пользующуюся спросом у взрослого населения, по лету всегда найдется молодежь. Школьники, намывающие полы в местных больницах, – настоящее спасение для главврачей, уставших от бесплодных поисков младшего медперсонала.
Трудолюбивых с каждым годом все больше. Специалисты даже не успевают следить за стремительно растущим спросом на летнюю работу. Если в Ярославской области к началу лета планировали трудоустроить около пяти тысяч школьников за все каникулы (а это уже с поправкой на растущий спрос), то уже сейчас эта цифра побита:
– На сегодняшний момент у нас трудоустроен 5381 школьник, – с гордостью констатирует специалист по работе с молодежью Ярославского областного молодежного информационного центра Татьяна Денисова. – Эта цифра уже побила все прошлогодние рекорды. Мы тут же увеличили план – неофициальный, конечно. Для себя самих. Сейчас к концу сезона прогнозируем общую численность за три летних месяца в семь тысяч человек.
В Костроме же, не надеясь на то, что смогут помочь всем желающим, первыми на трудовой «учет» поставили детей из социально незащищенных семей. Хотя всего на летний сезон запланировали около пяти с половиной тысяч вакансий. Но первыми составлять списки желающих поработать начали в комиссиях по делам несовершеннолетних. Зная, что зарплата у юных трудяг невелика, местные власти решили детей из социально незащищенных семей еще и кормить бесплатно. И начинание удалось – дети, которых принято считать трудными, махали метлами едва ли не усерднее своих благополучных сверстников.
Трудотерапия
Перечень предлагаемых центрами занятости и городскими молодежными центрами широк, но однообразен. Ну да по умениям и работа. Кто ж доверит школьнику, который и материальной ответственности нести не может, высокотехнологичное производство? Потому из орудий труда подросткам доверяют если не палку-копалку, то прочие простейшие – тряпки, швабры и метлы. С которыми они, впрочем, неплохо справляются.
В среднем по Ярославлю за десять «трудодней» школьникам дают около девятисот рублей, сразу же забирая из них сотню в счет налогов и за оформление трудовой книжки. Немного, но все к родителям в карман лезть не надо.
Тем более что некое разнообразие в работах все же присутствует. Например, в этом году ярославские школьники работали… на кладбище. Да-да. Приводили в надлежащий вид старейший в Ярославле некрополь, существующий еще со времен битвы с монголо-татарами на Туговой горе – у церкви Параскевы Пятницы.
Трудолюбивых мальчишек и девчонок с каждым годом все больше. Летний конкурс в центре занятости - полтора человека на каждое рабочее место
Понятно, далеко не все работодатели горят желанием распахивать объятья подросткам и молодежи. Поэтому местные власти, трудоустраивая молодежь, вынуждены идти путем нажима и материальной заинтересованности. Муниципальные предприятия, конечно, работают по прямой разнарядке: хочешь не хочешь, а бери. Плюс к этому – финансовая поддержка, когда каждое рабочее место получает дополнительное финансирование из бюджета. Тут уже и частные фирмы выступают заказчиками – почему не взять к себе молодняк, если основную ношу по зарплате берет казна?
Впрочем, программа трудоустройства молодежи работает в городах Верхневолжья уже не первый год, и на предприятиях городов и поселков научились взаимодействовать с молодыми тружениками. В комбинатах по благоустройству и озеленению, например, уже хорошо себе представляют, кто им нужен, в каком количестве, на каких участках парни и девчата будут трудиться. Некоторые из ребят держат связь со своими старшими партнерами весь год и начинают работу на клумбах и газонах еще в апреле-мае.
Не стоит также думать, что молодежные рабочие места для города – сплошная благотворительность. Как оказалось, отдача тоже велика. В Ивановском комитете по делам молодежи, например, подсчитали: если в прошлом году она составила 4 рубля 7 копеек на каждый казенный рубль, то в нынешнем по прогнозу уже 16 рублей 21 копейку.
В жизни всегда есть место подвигу
Студенты от школьников не отстают – на стипендию в триста рублей не проживешь. Тем более, что и они полагаются далеко не всем представителям студенческой вольницы. Для благого дела и потрудиться не грех.
В России начинается массовое студенческое волонтерское движение, пока стихийное по своему характеру. Вместо того, чтобы нежить свои тела где-нибудь на заграничных песках, студенты отправляются в глухомань для реставрации памятников истории и православия. Совершенно бесплатно. Хотя немало остается и желающих поправить свое материальное положение. Лето как раз подходящее время для трудового десанта.
В начале лета у здания костромской администрации можно было наблюдать щемящую душу картину. Тронные речи чиновников, молодежь со взором горящим – романтикой семидесятых веяло. Особенно когда отцы города и области ударились в воспоминания о своей боевой молодости в стройотрядах.
От стройотрядовцев семидесятых стройотрядовцам нынешним было вручено около четырех сотен путевок – на предприятия области. Поднимают экономику Костромы двадцать девять студенческих отрядов, четыреста парней и девчат.
Кто-то на станции очистки воды, на строительстве общежитий в Заволжском районе. Стройотряд же архитектурно-строительного факультета сельхозакадемии восстанавливал братский корпус Игрицко-Песоченского монастыря в Костромском районе. Строение первой половины девятнадцатого века пришло в полный упадок. А потому появлению студентов местные жители были несказанно рады. Теперь у них хотя бы появилась надежда на то, что через некоторое время могут возродиться службы в храме.
Новоявленным строителям приходилось за время, проведенное здесь, быть поочереди и плотниками, и штукатурами, и обыкновенными уборщиками. Все необходимые работы студенты выполняли своими руками. Романтика хоть не дальней, но серьезной стройки сделала свое дело. Некоторые студенты в дальнейшем решили профессионально заняться восстановлением храмов. А то, что каждый стал хотя бы чуточку добрее в душе – это уж точно.
Денежное поле
Пожалуй, самой интересной, да и денежной, оказалась работа в детских лагерях отдыха. Если еще не так давно желающих работать с детьми среди студентов было не очень много – вакансии заполнялись разве что за счет практикантов педвузов, то нынче от желающих не было отбоя. Правда, всем им пришлось пройти подготовку на специальных курсах. В Иванове, например, впервые была организована школа вожатых, где 18-20-летние молодые люди изучали основы педагогики, детской психологии и игротехники. По словам Владимира Дубова, руководителя областного департамента молодежи, ивановские студенты работают не только в летних лагерях области, но и за ее пределами – в Калужской, Московской и других областях. Зарплата вожатых составляет от 2,6 до 5,5 тысяч рублей за одну смену.
От 3 тысяч рублей в месяц можно заработать на различных сельхозработах (правда, при условии выполнения норматива), и на всем готовом. Наибольше распространение сельхозотряды получили, пожалуй, в средних и высших учебных заведениях Владимирской области. Правда, только малая часть этих трудовых объединений нашла свое поле – в прямом и переносном смысле – в родной области. Зато практически любое количество рабочих рук готово загрузить работой Подмосковье.
Не поддается статистике «вольный рынок» студенческого труда. Но по прикидкам специалистов комитетов занятости, примерно каждый четвертый студент самостоятельно находит себе работу. В первую очередь это относится к студентам Ярославского театрального института: любые массовые мероприятия, рекламные акции – это их поле деятельности. Час работы массовиком-затейником, клоуном, а то и Петром Первым или Екатериной Великой – от двухсот-трехсот рублей.
Хоть раз в жизни вам на улице протягивали листок с какой-нибудь рекламой. Так вот, устроившись на должность промоутера, да-да, именно такое мудреное имя носит этот род занятий, тинейджер может получать около 50 рублей в час, а если повезет – и больше.
В поисках больших денег можно попытаться ринуться в волны коммерции, став менеджером по продажам. Неслучайно летом двери некоторых учреждений украшает надпись «распространителям не входить». Это все от наплыва студентов, желающих подработать на выгодном, казалось бы, деле. Предлагается все – от носовых платков до двигателей от космических кораблей. Лишь бы купили. Наиболее приличные фирмы отдают такому продавцу до трети выручки. Еще на тридцать процентов дешевле можно приобрести товар для себя и родственников. Плюс бесплатное обучение, а это тоже польза.
Можно попробовать сетевой маркетинг, предлагая человечеству спасение от всех болезней в виде уникальных лечебных препаратов или чудо-кастрюлей. Помнить нужно одно. Зарплата здесь та же – процент со сделки. И лишь в редком случае назначается минимальный оклад.
Но всем «вольным стрелкам» комитеты занятости и департаменты молодежи регионов советуют все же поддерживать связь со специальными службами трудоустройства молодежи. Здесь помогут правильно выстроить взаимоотношения с работодателем. Заключить трудовой договор. В противном случае можно напороться на нечистоплотных на руку предпринимателей. Ну, а если обманули, то тут уж точно нужно не плакать втихомолку, а идти за помощью в молодежный центр. Непременно поймут, поддержат, помогут, потому что работают здесь такие же студенты, только уже поднабравшие трудового опыта.