К настоящему времени свыше трети овощного ассортимента в крупных городах, промышленных мегаполисах и курортных регионах России представлено "заморским" импортом, причем 35-40 процентов такого импорта - генетически модифицированные продукты. Уже который год свыше половины объема этих поставок осуществляется по "теневым" схемам: по реэкспорту или через беспошлинное пространство СНГ (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). По мнению экспертов Минсельхоза России, сложившаяся ситуация быстро снижает и без того невысокую рентабельность отечественного овощеводства. Вдобавок, сокращаются овощеперерабатывающие мощности, особенно в сельской местности. По экспертным данным, средняя совокупная себестоимость выращивания "единицы" овощей, их первичной обработки и доставки товара в крупные потребительские центры оказывается на треть, а то и наполовину больше цены импорта и сбыта аналогичной восточноевропейской или турецкой "единицы".
Есть и смежная проблема - растущий дефицит современной рефрижераторной и другой хладотехники. Примерно треть субъектов Федерации нуждается в доставке почти 70 процентов ассортимента овощей из других российских регионов, среднее же расстояние таких перевозок - 300 км. Потребность же в рефрижераторах, вагонах-термосах и прочих средствах обеспечивается, самое большее, на 40 процентов. Между тем тарифы на железнодорожные грузоперевозки (как сообщала "РБГ") постоянно растут, что с учетом нынешней ситуации с транспортно-холодильной техникой снижает рентабельность дальних перевозок российских овощей. Перерабатывающие же мощности, недополучая в этих условиях качественное российское сырье, вынуждены работать с импортным демпингом. Как следствие, увеличивается ассортимент продуктов переработки овощей, изготовленных из импортных "комплектующих".
Новые пошлины повысят цены и на овощи из ближнего зарубежья, которые, как правило, на треть, а то и наполовину дороже "заморских". Но, по экспертным оценкам, такая продукция, можно сказать, наиболее натуральная и не модифицированная, поэтому имеет стабильно высокий спрос в РФ: ее доля на российском потребительском рынке ныне достигает 25 процентов. В настоящее время правительства многих стран СНГ предлагают России, во-первых, наладить прямые поставки "ближних" плодов и овощей, то есть без посредническо-наценочных структур, а во-вторых, оставить прежними (10%) или понижать в летне-осенний период пошлины на плодоовощные товары из стран, не участвующих в беспошлинном пространстве экс-СССР (Украины, Молдавии, Закавказья, Узбекистана и Туркмении).