В Воронеже будут отмечать 75-летие со дня первого воздушного десанта в СССР

В программе празднования помимо торжественных мероприятий – показательные выступления парашютистов – их, впрочем, увидят далеко не все желающие, потому что предстоящий юбилей если и не держат в секрете, то уж точно не афишируют.

Первая дюжина

Первый учебно-тренировочный сбор по прыжкам с парашютом командование военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии решило провести на базе 11-й авиабригады Московского военного округа, которая дислоцировалась в Воронеже. Место проведения было выбрано не случайно: незадолго до того на территории города потерпел крушение один из самолетов авиабригады (братская могила экипажа находится в детском парке «Орленок») – первый в СССР десант провели в Воронеже, чтобы морально поддержать авиаторов. Организацией и проведением сборов занимался парашютист Минов, который до того прошел обучение в США и привез оттуда 20 новеньких парашютов (кстати, в 40-е годы в качестве американского шпиона его и расстреляли). Этот тренировочный сбор и вошел в историю как день рождения нового (считающегося элитным) рода войск – воздушно-десантных. В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак – гранитный камень и доска с надписью: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек».

Что-то с памятью моей стало…

Казалось бы, – важное историческое событие общегосударственного значения, и отношение к нему должно быть соответствующее. Однако областные и городские власти ведут себя так, будто свершившаяся здесь история – событие районного масштаба со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только один пример: в не юбилейные дни памятный камень бывает буквально завален мусором (окурками, бутылками, пакетами из-под чипсов и т.п.) – отходами веселого времяпрепровождения поколения «next», которому в Северном микрорайоне – ввиду отсутствия парков и скверов – негде притулиться, кроме как на ограде у гранитного камня. Ветераны, видя такое дело, попытались было договориться с руководством академии искусств о поддержании – силами студентов – порядка близ памятника, однако положение дел практически не изменилось до тех пор, пока – ближе к юбилею – блюсти чистоту на историческом месте не взялись районные коммунальщики.

За какую-то неделю до юбилея ветераны обнаружили на историческом месте, где сегодня пройдут парашютные прыжки, развлекательные аттракционы. Получается, что городское управление культуры, где дают «добро» (с согласованием места и времени) на размещение «луна-парков», поступило не очень-то культурно: это ж надо быть настолько оторванными от истории родного города, чтобы за считанные дни до юбилея, разместить здесь аттракционы? «Ну и что такого?!» – удивился один из чиновников, когда ему стали говорить о, если так можно выразиться, нецелесообразности присутствия «луна-парка». Непонятливому объяснили: случись во время прыжков порыв ветра даже средней силы – может произойти трагедия. Здравый смысл возобладал: в выходные дни качели с каруселями были перевезены в другое место.

И вот сегодня праздник. Сразу можно сказать, что приобщится к нему совсем немного воронежцев. Во-первых, сам исторический факт известен далеко не всем. Во-вторых, сообщение о праздновании (ни в виде афиш, ни в виде социальной рекламы на тему «Воронеж – родина ВДВ») в городе не появлялось.

Это далеко не единственный факт, свидетельствующий об отсутствии у воронежских властей исторической памяти. Причем, как показывает опыт, руководители меняются, а их отношение к истории – нет. «РГ» уже писала о том, как за каменным изваянием воинов-освободителей выросли элитные многоэтажные дома, как экспозицию боевой техники времен Великой Отечественной войны выселили из центра города (опять же, в угоду застройщикам) и как в год 60-летия Победы в войне возникла реальная угроза распродажи этой техники. Аналогичная участь могла постигнуть и место рождения ВДВ. Месяца два назад в воронежской прессе появились сообщения о том, что на месте исторического пустыря (который при ответственной власти давно бы уж стал парком) собираются воздвигнуть супермаркет. Наверняка бизнесменов и заинтересованных чиновников совсем не обрадовала эта «утечка», потому что в дело, опять же, вмешалась старая гвардия (право слово, у ветеранов есть все основания считать родной город местом боевых действий, где сражаться приходится за каждую историческую пядь земли). В результате на самом высоком городском уровне было обещано, что торговому центру не «высадиться» там же, где первый десант.

Дань с истории

По просьбе ветеранов воронежские художники изготовили проект памятника первому десанту: только что коснувшийся земли парашютист с еще не погашенным куполом, и небольшие фонтанчики вокруг. Уже составлена смета: памятник, если делать его качественно, что называется, «на века», обойдется в 3,2 миллиона рублей. Откуда взять деньги? На городские власти надеяться бесполезно – бюджет Воронежа испытывает жесточайший и хронический дефицит. Региональная власть, похоже, считает, что увековечивание памяти первых в СССР десантников –  не в ее компетенции. К слову сказать,  во главе обладминистрации находится бывший директор воронежского ФСБ – казалось бы, кому как не ему понимать значимость этого проекта.

А еще есть воронежский бизнес, на который надежды еще меньше, чем даже на власти. Поскольку, как недавно верно заметил вице-губернатор Сергей Наумов, у местных бизнесменов – доморощенное сознание. Правда, говорил он это, имея ввиду ситуацию с футбольным клубом «Факел», который находится на грани закрытия, потому что бюджетные миллионы на него больше не хотят тратить, а местный бизнес не готов вкладывать деньги в малоприбыльное футбольное «предприятие». Такая ситуация характерна не только в отношении к футболу. К примеру, в центре города уже несколько лет строится кафедральный собор. Поток пожертвований, можно сказать, иссяк: недавно митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий заявил, что достроить храм поможет московский бизнес. Понятно, конечно, что в плане потенции воронежский бизнес не может тягаться со столичным. Однако, как представляется, дело здесь не столько в накопленном богатстве, сколько в отношении к среде обитания. В сознании большинства воронежских бизнесменов среда обитания – это не город и не страна, где они живут, а коттедж, офис и любимое авто: вот их-то они со всем рвением и обустраивают. Все что за пределами этих «оазисов» (к примеру, земельный участок со славной историей) – рассматривается как объект интервенции: то, на чем можно сделать дополнительные капиталы.

Одним словом, средства на памятник заинтересованная в этом воронежская общественность собирается найти с помощью Министерства обороны – уж там-то точно знают, где находится «малая родина» ВДВ.

Кстати

В Коминтерновском районе есть клуб «Юный десантник»: ребята – настоящие фанаты парашютного дела, отлично знают теорию и практику проведения полетов, только вот уже второй год не были в небе. Все просто: нет горючего, чтобы поднять в небо самолет (раньше деньги давали спонсоры). Да и воронежский аэроклуб, имеющий славную историю, переживает свои худшие времена – того и гляди, парашютный спорт в Воронеже исчезнет как вид.

Прямая речь

Николай Журавлев, председатель ветеранов Великой Отечественной войны Коминтерновского района Воронежа:

– Я служил в авиации, но в каком-то смысле имею отношение к ВДВ – на фронте совершил 37 боевых прыжка с парашютом. Да и свой первый самолет я, кстати, поднял с того аэродрома, где высадился первый десант. И мне непонятно, как можно с равнодушием относиться к славной истории родного города – тем более, когда речь идет о событиях значимых для всей страны. Ведь только на таких событиях и можно воспитывать патриотизм – его-то нам сегодня действительно не хватает.