Согласно постановлению, запрет не распространяется на объекты социальной сферы – школы, детские сады, больницы. Строительство зданий иного назначения согласовываться не будет. Мера, прямо скажем, достаточно жесткая – ведь речь идет о полном прекращении строительства в миллионном городе.
Как заявил корреспонденту «РГ» Михаил Чубирко, мораторий на строительство – вынужденная необходимость: «Такого строительного хаоса, который творится в Воронеже, нет ни в одном городе России. Управление Роспотребнадзора захлебнулось в потоке жалоб от горожан: за последние три месяца к нам обратилось около ста человек – все по факту незаконного строительства. И руководители мэрии не хотят эту проблему решать. Поэтому запрет будет действовать до тех пор, пока в городе не наведут порядок и пока не будет разработан генеральный план развития Воронежа».
Если учесть, что город вот уже несколько десятилетий живет без генерального плана и конца краю этой ситуации не видно, то можно сделать неутешительный вывод: либо город на несколько лет забудет, как выглядят новостройки, либо руководителю воронежского Роспотребнадзора придется изменить свое решение.
Что имеется в виду под незаконными стройками? Это прежде всего те стройки, которые не разрешила городская власть или соответствующие федеральные органы, а также те, которые все-таки разрешили, но при этом не учли ни мнение жителей близлежащих домов, ни архитектурно-видовые особенности места, а то и просто бесцеремонно проигнорировали санитарные и строительные нормы. Очень распространенный случай: рядом с жилым домом в неприличной близости начинают строить многоэтажку, стройплощадку огораживают забором, который отделяет от подъезда расстояние около двух метров. Это не только бытовое неудобство, но и серьезный риск. Поскольку в случае возникновения чрезвычайной ситуации, к дому не смогут подъехать ни пожарные, ни спасатели.
Как известно, Борис Скрынников, всенародно избранный мэром в январе прошлого года, сразу же объявил себя непримиримым борцом с нелегальными стройками и даже грозился создать так называемую архитектурную полицию. Но, как видно, незаконное строительство по-прежнему переживает в Воронеже «бум». Да и про генеральный план вспоминают все реже и реже. Между тем, проблема серьезнее, чем кажется на первый взгляд: город стремительно теряет свое лицо и действительно рискует стать непроходимыми «каменными джунглями», где даже новую дорогу не могут построить – потому что там, где она согласно плану должна была пролегать, высится многоэтажка. В столице Черноземья очень мало скверов и парков, но и на оставшиеся то и дело покушаются: чтобы защитить от строителей последние «зеленые островки», людям приходится выставлять пикеты.
Кстати, воронежский губернатор Владимир Кулаков на своей последней планерке озвучил письмо, которое ему прислали жители улицы Авиационной: по соседству с их частными домами строится – с нарушением санитарных и строительных норм и правил – девятиэтажка. Отчаявшись добиться справедливости в городе, люди отправили письма губернатору и в администрацию президента. По словам Владимира Кулакова, мэрии следовало бы вовремя употребить свою власть на то, чтобы не допустить строительство дома, а не дожидаться, когда разгорится конфликт и речь зайдет о сносе новостройки.
Одним словом, горожане, натерпевшиеся строительного бардака, в большинстве своем поддерживают инициативу санитарных врачей. Кстати, Михаил Чубирко заявил корреспонденту «РГ», что в случае неисполнения постановления (ответственным за это назначен Борис Скрынников) он намерен подать на мэрию в суд.