Новости

04.08.2005 04:00
Рубрика: Экономика

Коммунальная гонка

Тарифы ЖКХ будут расти, опережая инфляцию, еще минимум три года

Недавно минэкономразвития сделало принципиальное заявление: повышенную инфляцию этого года подстегивает рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. Вывод: надо сокращать рост тарифов ЖКХ. Но этот год уже "потерян", поскольку к концу года страна должна "выйти" уже на 100-процентный уровень оплаты коммунальных услуг населением. Этот шаг сделали только в 20 регионах. В ближайшие годы, как предрекают в минэкономразвитии, такие тарифные рывки уже не понадобятся. Цены на услуги коммунального сектора будут расти в пределах инфляции.

Эксперты Института экономики города не разделяют подобного оптимизма, утверждая, что "коммунальная инфляция" успокоится только к 2010 году. Поводом для таких заключений стали исследования, которые представил директор направления "Городское хозяйство" института Сергей Сиваев. Он напомнил, что после финансового кризиса цены на жилищно-коммунальные услуги были фактически заморожены: когда инфляция галопировала, плату за жилье власти не повышали.

Именно на зимние сезоны 2000, 2002 годов выпал пик "замороженных" городов.

С 2001 года маятник резко качнулся: коммунальные тарифы стали увеличивать не то что на проценты, а сразу в разы. "Специалисты называют это "отложенной инфляцией", - поясняет Сергей Сиваев. - Она должна была возникнуть неизбежно, поскольку усугубляющийся дисбаланс подвел отрасль на грань краха".

Последний впечатляющий рывок произошел в начале нынешнего года, когда сразу 20 регионов отрапортовали о том, что выходят на рекомендованный правительством 100-процентный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, и повысили коммунальные цены где на 30, а где и на 50 процентов.

Но вот что любопытно: как раз в этом году "коммунальная" инфляция наконец-то догнала (и даже несколько перегнала) рост всех потребительских цен начиная с 1998 года. Это значит, что если бы отрасль на сегодняшний день работала, выражаясь на экономическом сленге, "эффективно", то потребителю бы не пришлось и дальше переплачивать за уходящие в никуда тепло и воду.

Увы, рассчитывать, по мнению экспертов, на это не приходится. Плачевное состояние отрасли, о котором говорено-переговорено, требует огромных капиталовложений, чтобы привести ее в чувство. Так что, считают в Институте экономики города, рассчитывать в ближайшем будущем на стабилизацию тарифов рано.

Причем "отложенные потребности" - это не единственный повод для такого прогноза. Все знают, что в стоимости ЖКУ львиную долю (а именно 40 процентов) составляют энергоресурсы. Цены на них регулируются на федеральном уровне и по отдельным правилам. При этом идут постоянные разговоры о "сдерживающей политике". (Вот и на днях бывший министр финансов Михаил Задорнов в который раз напомнил, что надо "обуздать" аппетиты энергомонополистов, иначе инфляцию не обуздаем.) Однако их позиция тоже известна: пока внутренние цены на энергоносители не сравняются с мировыми, "сдержать" их можно будет только отчасти.

Но и это не все "сюрпризы", приготовленные энергетиками. Мы до сих пор не избавились от "социалистического" прошлого в лице перекрестного субсидирования. Выражаясь на человеческом языке, это когда тарифы для населения ниже себестоимости, а для предприятий - выше. Правда, этот разрыв в тарифах тоже в последние годы постепенно уменьшался: отопление и горячее водоснабжение обходилось предприятиям в 2000 году в 2,8 раза дороже, чем населению, сейчас - в 1,3 раза. Тариф на холодную воду для предприятий пять лет назад был вчетверо больше, сегодня - в 1,7 раза, примерно те же пропорции и у канализации. Тарифы на электричество для юрлиц и населения в 2000 году различались в 1,7 раза, сейчас - в 1,46. Тем не менее по итогам 2004 года "переплата" коммерческих потребителей коммунальных ресурсов за население составила более 130 миллиардов рублей. И дальнейшего "выравнивания" тарифов нам не избежать.

Что же конкретно нас ждет дальше? Потребителей, считают в Институте экономики города, обязательно коснутся две вещи: полное прекращение бюджетного дотирования (те 15 процентов, которые пока еще коммунальным предприятиям доплачивает государство) плюс логика изменения цен в электроэнергетике и газовой отрасли. По данным минэкономразвития, газ до 2010 года подорожает в 2,5 раза, электричество и уголь - в 1,9 раза. Примерно в той же пропорции, по мнению экспертов, будут расти и тарифы ЖКУ: до 2010 года рост их стоимости - 85 процентов.

Итак, с точки зрения экономической целесообразности, в ближайшие годы тарифы должны продолжать расти опережающими, по сравнению с инфляцией, темпами. Однако есть еще и социальное, финансовое самочувствие населения, с которым нельзя не считаться. Тем не менее Сергей Сиваев считает, что, если сдерживать тарифы искусственно, например, оставляя их в рамках инфляции, снова не избежать серьезных социально-экономических последствий: "Мы либо перегрузим бюджет дотированием, либо нагрузим коммерческих потребителей, либо доведем до ручки коммунальное хозяйство. Сценарные расчеты показывают, что есть адаптивные пути, которые позволяют в течение трех-четырех лет эту ситуацию решить относительно безболезненно. И при этом динамика изменения стоимости услуг будет все же более мягкой, чем тот рост, что мы имели в последние три года. Мы сделали этот расчет и по субъектам, выявили регионы, где этот процесс надо растянуть и смягчить: это Сибирь и Дальний Восток. Сейчас очень важно, когда мы говорим о формировании бизнес-среды в коммунальном секторе, о формировании инвестиционной привлекательности, это должно опираться на адекватную тарифную политику. Политдекларации, что тарифы будут расти по политическим законам, а не по экономическим, приведут к тому, что инвестор в сектор не пойдет".

Экономика ЖКХ Реформа ЖКХ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники