Форма 36
Число мошенников и воров всех мастей и «специальностей» на железной дороге напрямую зависит от количества пассажиров, поэтому летние поезда, битком набитые отпускниками, – место, где «клев» почти всегда бывает удачным.
Пассажиры, расслабившиеся после долгого трудового года и в предчувствии курортных соблазнов, часто теряют бдительность, демонстрируя свой достаток (особенно это касается северян) – дорогие перстни, цепочки. Без опасения рассказывают о своих планах на отдых незнакомым попутчикам, которые, если они окажутся мошенниками, без труда могут высчитать, какой примерно суммой денег располагает человек. Очень возможно, что «богатенькому буратино» предложат сыграть в карты или даже просто подснять колоду, чтобы привлечь внимание, а затем завладеть и вниманием, и деньгами.
Граждане с карточными колодами, называющие себя «форма 36» – по числу карт в колоде, могут ожидать пассажира в тамбуре, куда многие выходят покурить, или непосредственно в вагонах, где они оказываются в большинстве случаев отнюдь не по билетам, а договорившись с проводником или просто ему пригрозив. Причем поодиночке такого рода мошенники уже почти не действуют, предпочитая ролевую игру в группе: один запугивает проводника, другой разыгрывает случайного попутчика, третий высматривает богатеньких пассажиров.
Эти психологи от криминала действуют уверенно и нагло, потому что знают: редко кто из проигравшихся обращается потом в милицию, – кому же приятно признавать себя глупцом. И еще знают о том, что из-за кадровых проблем в милиции не у каждого поезда имеется милицейское сопровождение. Хотя справедливости ради надо сказать, что самые проблемные направления, а на Северной дороге одно из таких – воркутинское, без сопровождения не остаются никогда.
Минералка с горчинкой
– Обычно втягивание в карточную игру начинается с задушевных разговоров, – рассказывает оперуполномоченный уголовного розыска Северного управления внутренних дел на транспорте Сергей Максимычев. – Шулеры как бы между прочим выспрашивают, где человек работает, куда и надолго ли едет, другие факты биографии, чтобы понять, сколько денег везет с собой их потенциальная жертва. Потом предлагают скоротать время и сыграть в дурачка. Если пассажир отказывается, могут попросить просто подержать колоду. Следующий этап «обработки» – предложение сделать символическую ставку – одну копейку. Многих такая смешная цифра подталкивает к вступлению в игру, но ставки обязательно вырастут. Поначалу жертве дают несколько раз выиграть, а затем, если человек не сможет вовремя остановиться, он нередко проигрывает все, вплоть до одежды.
Для «обработки» неуступчивых и некоммуникабельных граждан мошенники используют «тяжелую артиллерию» – тот же клофелин, сильнодействующие транквилизаторы, подсовывая их одуревшему от жары и духоты пассажиру вместе… с бутылочкой холодного пивка или минералки. О том, что подобные препараты могут попасть в стакан отпускника или командированного вместе с водочкой, распитой с душевным и щедрым попутчиком, сказано уже давно и много. В данном случае преступника ждет успех почти стопроцентный: заснувший человек свои карманы и чемоданы оберегать не в состоянии.
Кстати, это касается и пассажиров, заснувших самым обычным здоровым сном. Сотрудники транспортной милиции предупреждают: запертый изнутри замок купе отнюдь не гарантирует безопасность и очень легко открывается снаружи. Например, при помощи линейки. Таким способом ночью в купе забирается вор, за секунды обшаривает карманы пиджаков и сумок, традиционные места заначек на одежде пассажиров, после чего выходит из поезда на первой же станции или, если есть риск, что пассажир проснется или уже проснулся, даже может сорвать стоп-кран. Недавно сотрудники Северного УВД на транспорте задержали преступную группу, специализировавшуюся на кражах из купе и проникавшую в поезда на небольших перегонах. Преступники попались с поличным в ивановском поезде в районе станции Буй.
Ластик против напасти
– Чтобы дверь в купе не открылась, – советует сотрудница СУВДТ Елена Игошина, – необходимо поднимать предохранитель замка и вставлять в него какой-нибудь предмет, например, коробок спичек или подходящий по размеру ластик. Тогда снаружи невозможно будет просунуть в щель линейку, опустить блокиратор и открыть дверь.
Сотрудники транспортной милиции вспоминают почти анекдотичный случай, в котором фигурировала молоденькая девушка. Она отправилась отдыхать, спрятав семь тысяч долларов в карманчик, пришитый к трусам. Но стремление быть модной и сексапильной победило здравый смысл: запрятав в интимное место кругленькую сумму, девушка надела… облегающие шорты. Нехарактерная для дамы выпуклость не укрылась от взгляда поездных проходимцев, и ночью, проникнув в купе, они пассажирку «ювелирно» обокрали – так, что она даже ничего не почувствовала.
– Очень часто в своих проблемах пассажиры виноваты сами, – продолжает Елена Игошина. – Например, в последнее время в большом количестве в поездах воруют сотовые телефоны. И все потому, что люди проявляют удивительную беспечность: оставляют мобильники на полочках для полотенец, то есть на виду у всех, а нередко и на столиках, включают на подзарядку в коридоре купейного вагона, а сами уходят в купе. Неудивительно, что потом они не обнаруживают там ни телефона, ни зарядного устройства.
По мнению милиционеров-транспортников, люди в дороге часто страдают от элементарной невнимательности к собственным вещам: просят приглядеть за багажом незнакомых людей, на стоянках поезда выходят из вагона, оставляя вещи без присмотра. Сон, в который так тянет под стук колес, может стать причиной больших неприятностей даже в электричке. 28-летний мужчина, например, на днях умудрился лишиться своих вещей, добираясь всего лишь из Москвы в Александров. На сиденье он заснул, а проснувшись, не обнаружил рядом своего рюкзака с двумя сотовыми телефонами, мобильным терминалом, зарядным устройством, фонарем, кошельком с деньгами, банковской карточкой, ключами и паспортом. Ущерб правоохранительные органы оценили в 17 тысяч рублей. Злоумышленники пока не найдены. Есть лишь подозрение, что кража совершена на перегоне станции Мытищи.