Однако на вчерашнем заседании комиссии, прошедшем в Совете Федерации, сенаторы и депутаты согласились с тем, что итоговое совещание надо отложить еще хотя бы на месяц. Как признались "РГ" многие сенаторы и депутаты, комиссия все больше углубляется в расследование "вторичных деталей" теракта, не получив при этом до сих пор ответов на самые главные вопросы, которые интересовали парламентариев с самого начала. По оценкам некоторых участников расследования, доклад комиссии пока что готов приблизительно наполовину.
Сейчас члены комиссии тратят значительную часть времени на проверку достоверности отечественных и зарубежных публикаций о событиях в Беслане. В западной прессе, в частности, в очередной раз появился ряд статей, в которых доказывается, что террористов было больше, чем называют официальные российские власти. Эти выводы делаются, в том числе, и на том основании, что 32 вооруженных, полностью экипированных человека не могли разместиться в одном автомобиле "ГАЗ-66". Парламентская комиссия недавно получила официальный ответ из Генпрокуратуры, которая провела следственный эксперимент по этому поводу и выяснила, что 32 человека могут уместиться в этом автомобиле, если в нем есть две скамейки по бортам. Однако жители Беслана, которых, кстати, не пригласили на этот следственный эксперимент, не верят его результатам.
Еще более непонятная ситуация складывается с расследованием вопроса о том, применяли ли спецслужбы огнеметы и если применяли, то в какой момент. Следствие располагает информацией о том, что очень многие заложники погибли от ожогов. Это подтверждает версию о сильном пожаре в школе, который мог быть вызван использованием огнеметов. Однако четких свидетельских показаний на этот счет нет. Огонь мог возникнуть и от взрыва внутри школы, а огнеметы могли быть использованы уже после вывода из нее всех заложников. Кстати, руководство парламентской комиссии утверждает, что огнемет "Шмель", части которого были обнаружены впоследствии в Беслане, скорее всего, не мог быть применен в день штурма школы. Как сообщили "РГ" в Совете Федерации, проверив номер обнаруженного огнемета, парламентарии установили, что в начале сентября 2004 года это оружие находилось на складе в другом регионе. Сейчас парламентарии пытаются выяснить, каким образом и кем злополучный огнемет был подброшен на территорию города.
В то же время комиссия до сих пор не выяснила, что послужило причиной взрывов внутри школы, спровоцировавших в итоге штурм. А это один из самых существенных вопросов. Часть экспертов комиссии высказывают версию, что от стоявшей на улице жары могла ослабнуть изолента, которой было закреплено взрывное устройство у входа в школу, что в конце концов и привело к взрыву.
Не получила комиссия удовлетворительных ответов и на вопросы о том, почему объединенный штаб спецслужб официально был создан в Беслане только в середине дня 2 сентября, а не 1 сентября, как того требует Закон о борьбе с терроризмом. Сенаторы и депутаты также не смогли установить, был ли спецслужбам отдан приказ: ни одного террориста в живых не оставлять.
Кстати, в настоящее время парламентская комиссия работает в "сокращенном" виде: около половины входящих в нее депутатов и сенаторов находятся либо в отпуске, либо в командировках. Предполагается, что ближе к 1 сентября комиссия соберется на заседание в полном составе, чтобы еще раз обсудить сроки, к которым должен быть подготовлен доклад.