Для начала хотя бы представить предложения по ускорению темпов экономического роста и обузданию инфляции. Но министры-то в отличие от главы правительства не отдыхали, поэтому явно не торопились увеличивать скорость выполнения поступающих указаний.
Премьер еще раз напомнил им, что соответствующие поручения не новые и уже были даны ранее. "Мы несколько продлили сроки реализации этого поручения, учитывая его важность, но мы ждем предложений по ускорению темпов экономического роста. В равной степени это касается и предложений по обузданию инфляции", - безапелляционно заявил Фрадков, напомнив присутствующим о том, что после заседания им предстоит на бюджетной комиссии отчитаться о проделанной работе по подготовке проекта бюджета-2006. "Очень хотелось бы, чтобы в докладе министра экономического развития и торговли на заседании правительства и в докладе министра финансов на правительственной комиссии мы нашли решение тех вопросов, которые определяют пути экономического развития страны в 2006 году и на среднесрочную перспективу", - язвительно заметил Фрадков.
Министру экономического развития и торговли Герману Грефу ничего не оставалось, как рассказывать о практически неконтролируемой инфляции, которая уже добралась до планки, запланированной на год. По данным Росстата, в первом полугодии инфляция составила 8%, при этом в июне рост потребительских цен несколько замедлился, составив 0,6%. Правда, главный экономист еще надеется на то, что рост цен, возможно, остановится в коридоре 8,5-10 процентов. И главная надежда - по-прежнему на лето.
Но не только рост цен мешает российской экономике. В первом квартале этого года экономика оказалась неспособной переварить приток нефтедолларов. В итоге чистый отток капитала из России по итогам первого полугодия составил 5,5 миллиарда долларов, сообщил Греф. По его словам, во втором квартале валовой вывоз капитала снизился с 18,9 миллиарда долларов до 15 миллиардов долларов.
В итоге вывод министра экономического развития и торговли был неутешительный и давно известный: российская экономика обладает потенциалом роста, но для того, чтобы его существенно увеличить, требуется внутренняя перестройка. Правда, Греф не стал подробно останавливаться на мерах по повышению темпов роста, а пообещал представить более подробный доклад по отдельным отраслям на бюджетной комиссии.
- Я не зря анонсировал заседание бюджетной комиссии. Мы должны обратить особое внимание на комплекс мер по повышению роста. Впереди 5 месяцев - крылья опускать рано, - то ли недовольно, то ли удовлетворительно заметил премьер.
А главный экономист, вдохновившись этим заявлением, крылья опускать и не собирался. И пообещал представить и другие предложения - по стимулированию инвестиций в нефтедобывающую промышленность. По его словам, в настоящее время минэкономразвития с Росстатом проводит анализ, касающийся потенциального наращивания конкурентоспособности отраслей промышленности. "Мы ищем, где у нас есть барьеры роста, и попробуем их устранить", - заверил Греф, добавив, что ряд тенденций до конца еще не раскрыт.
- Надо сосредоточиться на перерабатывающих секторах, - заметил Фрадков. - Понимание пришло, что необходимо развитие.
- Одна из самых печальных тенденций - это низкий приток прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие сектора, - тут же отозвался Греф.
Сейчас в России насчитывается только 6,5 тысячи совместных предприятий. По словам министра, это нижайший показатель, ниже даже уровня стран Восточной Европы. Но порадовать премьера оптимистичными заявлениями Греф не мог: резкий рост обрабатывающих отраслей невозможен без иностранных инвестиций. "С ними приходят не только деньги, но и технологии, и управленческий опыт", - разъяснил главный экономист. "Значит, требуются совокупные меры по всем направлениям, - подсказал Фрадков. - Этот сигнал надо улавливать и принимать конкретные меры". Греф уловил сразу и обратил внимание на то, что одним из способов привлечения иностранных инвестиций является приватизация. "Нужны ясность правил и минимальные ограничения для иностранных инвестиций", - пояснил он.
Но до плана приватизации на самом деле было далеко. Этот вопрос значился последним в повестке дня заседания правительства. Зато о нефти и соответственно бензине члены кабинета министров размышляли довольно долго.
Глава Центрального банка Сергей Игнатьев заметил, что режим, при котором каждые два месяца устанавливаются новые экспортные пошлины на нефтепродукты, несовершенен и приводит лишь к повышению их стоимости на внутреннем рынке. К примеру, заметил Игнатьев, 27 июля было принято решение о новых ценах на нефтепродукты, основанное на мониторинге стоимости нефти в мае-июне. Но это решение должно вступить в действие лишь через месяц после его принятия, то есть 27 августа. "Сроки нужно сократить, уже в начале каждого месяца есть вся информация, необходимая для изменения экспортных ставок, - объяснял Грефу Игнатьев. - Надо устанавливать экспортные пошлины не раз в два месяца, а раз в месяц, но при этом сохранить двухмесячный период наблюдения за ценами". Кроме того, по мнению банкира, нужно несколько снизить экспортные пошлины на нефть и повысить дифференциацию экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты.
Предложения главы ЦБ поддержал и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Правда, по его мнению, вряд ли от этого стоит ожидать каких-либо существенных позитивных изменений. Тем не менее Греф фактически согласился с тем, что смягчение пошлин - это разумно, но одними пошлинами проблему внутренних цен на бензин явно не решить. Более того, "внутренние процедуры утверждения ставок действительно очень тяжелы - надо уходить от постановления правительства". "В принципе, - продолжил Греф, - у нас есть утвержденная шкала и по нефти, и по нефтепродуктам. Какой смысл загружать большое количество людей ненужной бюрократией?"
Реальная борьба с бюрократией премьеру понравилась, и он тотчас же согласился с этими предложениями. "Давайте упростим это максимально, - сказал он. - Цены растут, и желание манипулировать велико".
Раз уж речь зашла о нефти и нефтяной отрасли, то и глава минпромэнерго решил высказать свое возмущение и рассказать о том, что налоговая нагрузка на нефтяной сектор экономики при экспорте нефти и нефтепродуктов доведена до предела. "Налоговые изъятия закручены до предела, вот-вот резьба сорвется", - предупредил Христенко. По его словам, объемы инвестиций в нефтяную отрасль, увеличившиеся за первое полугодие на 37,2%, - лишь результат осуществления одного-двух новых проектов и произошедшего резкого увеличения затрат на сохранение уровня добычи. "Происходит резкое удорожание сохранения добычи, поскольку мы работаем на все более трудных участках недр", - сказал Христенко.
Но мнение отраслевого министра не поддержал главный финансист Алексей Кудрин. Он не считает, что налоговая нагрузка на нефтяной сектор в настоящее время является предельной. По его словам, за пять месяцев текущего года доходы нефтяных компаний выросли почти в полтора раза. Кроме того, в 2004 году рентабельность в нефтяном секторе составила 37% против 18% в среднем по промышленности. "Нет капиталов, которые пойдут в сектора, в которых рентабельность 8%, как, например, было в прошлом году в машиностроении", - съязвил Кудрин. При этом главный финансист заметил, что, за исключением "ЮКОСа", другие ключевые компании за пять месяцев текущего года сохранили темпы добычи нефти, а темпы роста экспорта даже увеличили. Таким образом, признал Кудрин, в снижении темпов роста добычи и экспорта нефти в целом по стране в основном сыграл фактор "ЮКОСа". Но и без "ЮКОСа" в экономике и так не все в порядке. При снижении темпов экономического роста увеличилась доля госсектора в экономике, в частности, за счет роста гособоронзаказа, помощи некоторым отраслям экономики. "Можно говорить, что структура роста стала несколько хуже и надо стимулировать развитие частного сектора", - сказал министр финансов.
Внимательно выслушав подчиненных, премьер сделал свой вывод: "Нам, наверное, не нужно топтаться только вокруг монетарных инструментов". И уже почему-то обращаясь к главе Росстата Владимиру Соколину, Фрадков заметил, что другие инструменты могут быть найдены, "если мы будем глубоко вести анализ".
- Отечественная промышленность находится в затруднительном положении, а мы делаем вид, что не замечаем, или действительно не замечаем, дисбаланса между добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности, - подвел черту премьер.
Вчера же кабинет министров одобрил и творение Грефа - положение об инвестиционном фонде. Практически все выступавшие на заседании правительства министры поддержали идею его создания, высказав при этом ряд пожеланий и замечаний, которые будут обсуждаться в дальнейшем. В частности, Кудрин заявил, что минфин снял основные замечания в процессе доработки и "поддерживает создание инвестиционного фонда". В то же время он предложил увеличить минимальную долю участия частных инвесторов в совместных проектах с 10 до 25 процентов. Министр образования и науки Андрей Фурсенко также поддержал создание инвестфонда, но заметил, что "критерии, которые заложены в проект, более ориентированы на инфраструктурные проекты, чем на проекты инновационного развития".
Пока же главный экономист рассказывал о плюсах нового проекта, премьер даже занервничал. Многословного главного экономиста Фрадков решил поторопить.
- Надо компактнее делать доклады, - сказал он Грефу, который должен был докладывать по следующему вопросу о приватизации. - Начните с выводов, потому что хвастаться здесь нечем.