Для ОАО РЖД создание таких машин - прорыв. Со времен распада Советского Союза российская промышленность не создала ни одного передового "тягача" железнодорожных грузовых составов. "Пересвет" и "Ермак" стали первыми более чем за 20 лет. Кстати, вчера же Владимир Путин пополнил коллекцию транспорта, за "штурвалом" которого ему доводилось сидеть. Президент после краткого курса обучения лично вел тепловоз целых шесть километров.
В ожидании Владимира Путина производители и вдохновители экспериментальной модели, председатель cовета директоров "Трансмашхолдинга" Дмитрий Комиссаров и глава ОАО ВЭлНИИ Леонид Сорин заметно волновались. Комиссарову предстоял серьезный экзамен - если руководству ОАО РЖД и президенту произведение российских технологов понравится, ему "светит" хороший заказ от ведомства Владимира Якунина. "Только в следующем году мы намерены продать РЖД 50 машин. А к 2010 году эта цифра может достигнуть восьмисот штук!" - мечтательно подняв глаза к небу, рассуждал Комиссаров. Правда, о стоимости тепловоза он предпочел не говорить и секретничал на эту тему в сторонке с представителем ОАО РЖД. Зато о том, что же такого нового содержит "начинка" чудо-локомотива, создатели говорили с охотой. "Автопилот, бортовой компьютер!" - с энтузиазмом описывал новшества Сорин, словно рассказывал о новеньком суперсовременном внедорожнике. И, к неудовольствию Комиссарова, все же озвучил цифру: 80 миллионов долларов. Именно столько государству придется "выложить" за одну секцию тепловоза.
Машина, за контроллер (железнодорожный "руль") которой предстояло сесть президенту, действительно впечатляет. Особенно на фоне стареньких экземпляров из советского далека, парк которых изношен на 60%. На боку чудо-поезда - изображение памятника Ермаку, и называется он "Ермак". Тогда как остальные поезда по традиции именуются лишь номерами. "Представляете, диспетчер будет объявлять, "Ермак" прибыл!", или "Ермак" в тупике!"? Это же здорово!" - смеялся Сорин.
Не меньше разработчиков волновался машинист Николай Широченко, ответственный за курс обучения профессии "машинист электровоза" самого президента. Впрочем, в том, что у главы государства пребывание в новой ипостаси пройдет без проблем, Широченко не сомневался: "Он и самолетом управлял, и подводной лодкой! Человек он сообразительный..." Машинист электровоза даже позволил корреспонденту "РГ" сесть в кресло, которое спустя двадцать минут занял Владимир Путин. Панель управления действительно чем-то напоминает крутой джип: скорость задается и высвечивается на жидкокристаллическом экране, а манипуляции рычажками можно производить совершенно без усилий.
Прибывший к "железнодорожному полигону" глава ОАО РЖД Владимир Якунин напомнил, что в декабре, будучи в Коломне, Владимир Путин дал задание "добиться собственной независимости в железнодорожном электростроении". И вчера Якунин рапортовал президенту об успехах. Когда приехал Владимир Путин, он провел президента в кабину, и электровоз прытко умчался вдаль, а Владимир Путин помахал в окно рукой. Впрочем, шестикилометровый вояж президента, казалось, продлился доли секунды. Буквально через мгновение глава государства прибыл на другую демонстрационную "точку" - тепловоз "Пересвет", а затем посетил выставку Щербинского НИИ.
На выставке Путину показали разнообразные станки для производства железнодорожного оборудования, а также тренажер, имитирующий кабину машиниста. На экране воссоздавалась полная иллюзия обзора через лобовое стекло виртуального электровоза. Перед глазами тренирующегося возникали разнообразные экстремальные ситуации: бушевала метель, в тоннеле гас свет. Однако от предложения испытать тренажер в деле президент отказался. Оно и понятно: реальная возможность несколькими минутами ранее поуправлять мощной машиной сделала тренажер совершенно не актуальным для президента.
"Впечатления хорошие и от центра, и от отрасли", - сказал Путин, осмотрев испытательный центр в Щербинке. Президент напомнил, что в отрасли сегодня непосредственно работает полтора миллиона человек, а с членами семей и ветеранами - несколько миллионов. "Всех их я хочу поздравить с Днем железнодорожника, - сказал он. - Без всяких сомнений железнодорожная отрасль является системообразующей, особенно с учетом просторов России".