Боевики с Кавказа бегут в Сибирь

За последние дни в трех сибирских городах - Новосибирске, Иркутске и Кемерове - задержаны три человека из тех, которые числились в федеральном розыске за участие в незаконных вооруженных формированиях (НВФ), личность четвертого выясняется. Что гонит боевиков в Сибирь? Это побег, добровольная ссылка или освоение новых плацдармов? В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Семейство смертниц - рядом, по-соседски

В Новосибирской области проживают родственники печально известного Джохара Дудаева, причем не самые дальние. А в Кемеровской области зарегистрирован и живет 34-летний Султан Г. Живет мирно, воспитывает маленьких детей, никого не трогает. Однако, как известно сотрудникам милиции, у Султана Сулумбековича девять братьев и сестер. Его сестры - Фатима и Хадичат - террористки-смертницы, принимали участие в захвате заложников на Дубровке в 2002 году, были уничтожены во время штурма. Сестра Патимат была медсестрой у боевиков, убита в 1999 году в Грозном. Сестра Раиса входила в общину ваххабитов, прошла подготовку в школе смертниц, в 2003 году задержана сотрудниками ФСБ в Чечне.

Из пяти братьев "кемеровчанина" Султана в живых остались только двое. Тархан, Хасан и Хусейн убиты в боях с федеральными войсками в 1999-2003 годах. 28-летнего Ибрагима сейчас судят в Северной Осетии: он обвиняется в нападениях на блокпосты и совершении терактов в Дагестане и Ингушетии. Наконец, два года назад в городе Карабулак задержан брат Султана Рустам, организатор терактов в Моздоке и Москве, близкий соратник Басаева. Сейчас он находится в изоляторе в Северной Осетии, и якобы к нему на свидание два года назад уехала мать, бесследно канув. Правоохранительные органы не исключают, что она может быть использована боевиками как террористка-смертница. В связи с этим оперативники держат под контролем все передвижения Султана Г.

Подрывник гостит как родной

Кроме того, на "легально" проживающих в Сибири приходится неопределенное количество "гостей", которые не собираются оформлять здесь ни прописку, ни временную регистрацию. Так, на днях в Кемеровской области задержаны братья Тагир и Каим Дашаевы. Они воевали в бандгруппе амира Исы Мунаева, напрямую подчинявшегося полевому командиру Докку Умарову.

Однако, что характерно, в Сибири преступники не чувствовали себя загнанными волками. Как сообщил "РГ" начальник отдела антитеррористического центра "Т" ГУ МВД по Сибирскому федеральному округу Николай Нукенов, братья Дашаевы спокойно проживали в селе Терентьевское у родственников.

У родных в Иркутске жил и особо опасный преступник, 26-летний Ризван Азиев. Его задержали практически в тот же день, когда в Кузбассе были пойманы братья Дашаевы. Боевик, изучавший подрывное дело под личным руководством Хаттаба и причастный к ряду нападений на федеральные войска, подрывам зданий и убийствам милиционеров, в Сибири обрел не только надежную крышу, но и работу.

Таким образом, боевики с большим послужным списком приезжают в Сибирь отнюдь не на пустое место. Еще лет пять назад, когда заседания антитеррористических комиссий были открытыми для прессы, сотрудники ФСБ говорили не таясь: под видом беженцев в Сибирь переезжают члены семей воюющих бандитов. По словам руководителя центра "Т" Александра Никитина, бандиты здесь "отлеживаются", скрываясь от преследования правоохранительных органов и кровной мести сородичей.

Именно "курортом", "реабилитационным центром" была Сибирь для братьев Дашаевых, которые не совершали преступлений на территории Кузбасса. До поры до времени "отдыхал" в Кемеровской области и помощник полевого командира Арби Бараева - Харун Юнусов, бывший начштаба бандитского полка особого назначения. До задержания в январе прошлого года он подрабатывал на кузбасской стройке и выращивал капусту на приусадебном участке.

Ваххабизм шагает за Урал

Версия "сибирского курорта" у правоохранительных органов - приоритетная. В конце концов Сибирь - самая благополучная территория в России с точки зрения угрозы терроризма. Однако есть факты, позволяющие говорить и о других целях боевиков. В частности, о попытках, как минимум, развернуть "в глубоком тылу" антироссийскую пропаганду, как максимум - подрывную деятельность. Явно не на курорте отдыхал задержанный на днях в Новосибирске гражданин, на теле которого обнаружились следы от долгого ношения и использования огнестрельного оружия. Человека с тремя фальшивыми паспортами (один - киргизский, два - российских) задержали сотрудники УФСКН на контрабанде наркотиков. У него, официально зарегистрированного в Новосибирске по поддельным документам и снимавшего сразу две квартиры, было изъято более 14 килограммов героина, а также пистолеты ТТ и ПМ, два карабина "Сайга", прибор ночного видения и пейджер с выведенными наружу проводами. Личность задержанного сейчас выясняют в УФСБ.

Задержанный на днях в Иркутске Ризван Азиев, по словам его сослуживцев, вел среди них активную "просветительскую работу". В Сибири происходили и более тревожные события. В январе в Омске был арестован 28-летний Султан Сулеманов как подозреваемый в подготовке теракта. Приехав опять же к родственникам, в Омске Сулеманов жил без регистрации и вел довольно активную жизнь: занимался восточными видами боевых искусств, проповедовал ваххабизм. Его подозревают в причастности к вербовке в Омске молодых славянок, а также азиаток для участия в диверсионных актах в качестве шахидок.

Край непуганых

Итак - угроза более чем реальна. Что могут противопоставить ей сибирские правоохранительные органы? За минувший год сотрудниками ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу задержано 15 преступников, находившихся в федеральном и международном розыске. Много это или мало? Для сравнения: только по Таджикистану в розыске числятся 200 человек, по Узбекистану - 3000. Тысячи людей ищут любую лазейку, чтобы Сибирь по-прежнему была для них "землей обетованной".

Понятно, что все прибывающие в Сибирь, получая здесь прописку или временную регистрацию, обязательно проверяются при помощи всероссийской базы данных "Антитеррор". Она действует уже полгода. Однако приходится констатировать печальный факт - не только поддельные, но и настоящие российские документы на чужую фамилию нелегалам сегодня выправить не проблема. Схема проста: украденный паспорт умышленно портится, затем его псевдовладелец обращается в паспортный стол, пишет заявление о порче документа и официально получает взамен новый. В одном из паспортных столов Новосибирска одновременно "всплыли" сразу шесть паспортов, похищенных в разных российских городах. Все они уже были заменены на новые и подготовлены к выдаче "нелегалам". Этим без пяти минут гражданам России помогала... рядовая паспортистка ЖЭУ. Даже все шесть заявлений о порче документа она написала своей рукой. Вот тебе и заслон террористам.

Еще один момент, осложняющий работу правоохранительным органам, - нормы УПК, как это ни странно. По закону, если у милиции нет на руках постановления о возбуждении уголовного дела, она может задержать человека лишь на три часа. Будь он хоть трижды боевик. В прошлом году в Искитимском районе Новосибирской области был пойман гражданин, на счету которого - десятки убитых. Однако, кроме оперативных данных, у новосибирских милиционеров в момент задержания не было ничего - получить постановление о возбуждении уголовного дела из Чечни за три часа просто нереально. Не то что постановления, даже подтверждающей информации о том, что этот человек находится в розыске, быстро не добудешь: между Чечней и Сибирью тысячи километров. В результате боевика... отпустили. В полном соответствии с законом - информация из Чечни наконец-то дошла.

комментарий

Константин Колбасов,
ЗАМНАЧАЛЬНИКА УФСБ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ:

- Терроризм - это большой сгусток проблем. Проблем законодательных, экономических национальных и религиозных. По моему убеждению, 80-90 процентов тех, кто сегодня тем или иным способом поддерживает террористов, займутся мирным трудом, если для этого будут созданы экономические условия.

Справка "РГ"

75 процентов выходцев с Кавказа обосновались на территории пяти сибирских регионов: Кемеровской, Омской, Томской областей, Красноярского края и Хакасии. В Сибири насчитывается 65 кавказских общин и диаспор. Наиболее мощная чеченская диаспора, по данным центра "Т" ГУ МВД по СФО, сформировалась на юге Кузбасса.