Владельцы сносимых домов на вчерашней пресс-конференции демонстрировали синяки и ссадины, полученные, по их словам, во время "штурма" деревни, а также заявили о намерении обратиться в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против судебных приставов за превышение полномочий.
Жители поселка по-прежнему настаивают на том, что снос является незаконным до той поры, пока по данному делу не примет решение Верховный суд.
Тем временем заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, в свою очередь, тоже сделал очередное громкое заявление: "Все эти люди должны понимать, что без документов эти дома лучше самим снести. Это будет дешевле. Один день работы судебных приставов им обойдется в полтора миллиона рублей... Если они не снесут, то аресты будут наложены уже на московские квартиры и мебель".
Насколько реальны такие угрозы? С этим вопросом мы обратились к известному адвокату Павлу Астахову. Вот что он сказал:
- Первое. Что это за ставка такая - полтора миллиона? У нас судебные приставы работают за российскую зарплату. И получают ее из бюджета, а не за счет граждан, у которых они сносят даже незаконно построенное какое-либо строение.
Второе. Для того чтобы наложить арест на квартиры и имущество, должно быть возбуждено новое гражданское дело в суде. Только суд имеет право накладывать арест в обеспечение каких-то материальных требований. Здесь пока речь идет не о материальных требованиях, а о сносе самовольно возведенных строений.
Третье. Не все имущество подлежит аресту. Статья 446 Гражданского процессуального кодекса РФ запрещает обращение взыскания по исполнительным документам на квартиру, которая является для гражданина и членов его семьи единственным пригодным для проживания местом. Соответственно, арест такой квартиры невозможен. Мебель, которая в порядке той же статьи относится к предметам обычной домашней обстановки, также является имуществом, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
И еще одно замечание. В Великобритании, известной строгостью своих законов, без разрешения невозможно пристроить 20 квадратных сантиметров. Но там есть и такой закон: если в течение пяти лет незаконное строение простояло - никто не обратил внимания, то вы можете пойти его узаконить. И во многих других европейских странах подобные нормы существуют. У нас такой нормы нет, к сожалению.
Кстати, поскольку в настоящее время в Верховном суде находятся надзорные жалобы на снос домов в Екатерининских валах, можно приостановить выполнение судебного решения. Суд первой инстанции на основании статьи 203 ГПК РФ может предоставить отсрочку исполнения судебного решения до принятия решения надзорной инстанцией по данному делу. Для этого гражданам необходимо подать в суд первой инстанции, рассматривавший дело, ходатайство об отсрочке исполнения решения суда, мотивировав его тем, что на судебное решение подана надзорная жалоба, которая принята к производству надзорной инстанцией.