08.08.2005 00:00
    Поделиться

    Старейшая московская усадьба "Царицыно" меняет исторический облик

    Споры на развалинах

    Царицынским развалинам больше двухсот лет. Огромный дворец, который начали строить Матвей Казаков и Василий Баженов по приказу Екатерины Великой, должен был стать московской резиденцией царей. Но этим планам не суждено было сбыться - Екатерина умерла, а ее сыну Павлу I усадьба оказалась не нужна. Недостроенный дворец в кратчайшие сроки был разграблен и по сей день находится в руинах.

    Мнения представителей власти, архитекторов и искусствоведов по подводу судьбы дворца разделились. Одни выступают за восстановление исторического здания с добавлением некоторых новых строительных элементов, вторые - за осторожное восстановление по чертежам архитектора, а третьи - за сохранение руин. Окончательное решение должна принять специальные комиссия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Однако до сих пор городские власти не отправили на согласование ни один проект.

    Несмотря на это, говорит префект Южного округа Петр Бирюков, вопрос с восстановлением дворца давно решен, причем самим Юрием Лужковым. Именно мэр загорелся желанием достроить здание по чертежам Казакова и превратить его во второй "Эрмитаж". По его задумке, там разместятся картинные галереи и музей истории России и Москвы. Никаких гостиниц и паркингов, чего так боялись москвичи, не будет.

    По следам Казакова

    Проект реконструкции дворца поручили подготовить "Моспроекту-2" и лично его руководителю архитектору Михаилу Посохину. Но в своем проекте архитектор решил не только восстановить существующий шедевр Казакова, но и улучшить его совершенно новыми элементами - например, добавить один этаж, новые декоративные детали и так далее. Справедливости ради надо сказать, что автором этих элементов тоже является Казаков. Но при строительстве он по каким-то своим причинам решил их не использовать. Стоит ли воплощать в жизнь эти идеи теперь?

    "Не стоит, - считает директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч. - Лучше вообще не достраивать, чем так варварски. Это уже будет не творение Казакова, а творение Посохина".

    Сам Алексей Комеч в принципе поддерживает идею восстановления, но только по чертежам Казакова. Оставить руины - красивая идея, считает директор института, но раз уж все "Царицыно" собрали по кускам, то и дворец глупо оставлять в первозданном виде. "У нас в России больше десяти тысяч памятников в руинах, - считает Комеч. - И без этого вполне может обойтись". Другое дело, как именно восстанавливать. По словам директора, новая крыша (а в принципе только ее и не хватает дворцу) должна быть плоской, а может быть, даже и стеклянной, чтобы не отвлекать взгляды москвичей от исторических стен.

    Единственный из столичных искусствоведов, кто выступает за сохранение руин - директор музея-заповедника "Царицыно" Виктор Егорычев. "Как знаток истории Царицына, как человек, приросший к нему душой, - говорит директор, - я считаю грандиозные руины Большого дворца его главным символом. Он стоит в одном ряду с Колизеем, Парфеноном, развалинами средневековых замков в Западной Европе, а ведь ими гордятся жители, к ним со всего мира устремляются паломники, их бережно охраняет государство".

    В России, считает Егорычев, нет уважительного отношения к развалинам, и это объяснимо. Отечественные руины больше варварского происхождения - результат войн, бесхозяйственности, наконец, терроризма. Такие объекты, разумеется, надо убирать либо реконструировать, что рано или поздно происходит. Но дворец в Царицыне - руины особого свойства. Это памятник не только архитектуры, но и истории - целой эпохи.

    Так или иначе, решение о судьбе Большого дворца будет принято лишь после тщательной экспертизы его фундаментов. Неизвестно, сохранили ли кирпичи несущую способность за два века. Хорошо, если да. Тогда можно будет, укрепив стены, воссоздать здание по чертежам Казакова. Ну а если эксперты дадут отрицательный ответ, неужели придется разбирать дворец по кирпичику и строить новодел? В этом случае мы, конечно, получим музейно-выставочные площади, но утратим памятник.

    Новое лицо старой усадьбы

    А тем временем с раннего утра до поздней ночи в "Царицыне" слышен звук работающих тракторов, самосвалов и стук молотков. Сотни людей в спецовках разгребают завалы мусора, подсыпают новую землю для будущих цветников и клумб. Нитями-паутинками расползаются из-под умелых рук строителей бетонные тропинки во все стороны заповедника. Ко Дню города, как обещают власти, будут приведены в божеский вид более 30 гектаров царицынской земли.

    Взяться за благоустройство одного из самых живописных мест Москвы столичные власти решили полгода назад, сразу после того, как оно перешло в собственность города. Если верить проекту, который подписал мэр Москвы, через несколько лет здесь будет крупный музейный и развлекательный комплекс. Но что важно, на территории самой усадьбы сохранится историческая зона, а вокруг - раскинется зона отдыха. На 100 гектарах расположатся теннисные корты, конюшни, пасека, бильярд, боулинг, ресторан, кафе, детские площадки, колесо обозрения и стоянки для машин. Появятся аллеи, фонтаны и скульптуры. На главной аллее самой усадьбы, возможно, установят памятники Екатерине Великой, князю Потемкину и зодчим - строителям "Царицына" - Матвею Казакову и Василию Баженову. Как рассказал корреспонденту "РГ" Петр Бирюков, на реконструкцию музея-усадьбы власти запланировали потратить 410 миллионов рублей.

    Однако чтобы воплотить все эти планы, придется вывести с территории царицынского музея посторонние организации, которых больше 150. И переселить десять семей, живущих в собственных деревянных домах, оставшихся от старинной деревни. Но с этим, как сказал Бирюков, проблем не будет. А вот судьбу дворца надо решать как можно быстрее. Деньги на его строительство уже выделены.

    Поделиться