Батискаф спасли общими силами

Как сообщает РИА "Новости", министр обороны России Сергей Иванов, присутствовавший на Камчатке по указанию президента Владимира Путина на заключительном этапе спасательной операции, заявил, что все члены экипажа АС-28 будут представлены к государственным наградам, как и английские моряки. Именно они сыграли решающую роль в вызволении российского батискафа.

Своевременная доставка с базы Ренфрю (Шотландия) на камчатский аэродром Елизово дистанционно управляемого подводного аппарата  "Super Scorpio 45", который помог "перекусить" шесть синтетических и стальных тросов, что удерживали АС-28 на глубине 200 метров, спасла жизни российских моряков. Благодарность России военнослужащим Ее королевского Величества безгранична.

Но не стоит ни на мгновение забывать о мужестве, стойкости и самообладании экипажа батискафа АС-28, который провел на дне бухты Березовая почти четверо суток, точнее 76 часов, в полной безвестности в отношении своей будущей судьбы. Сумел при этом не только сохранить душевное здоровье, не замерзнуть при температуре плюс 4 градуса, но и очень аккуратно распорядиться небольшими запасами регенерационных пластин, поглощающими углекислый газ и вырабатывающими кислород. Это и помогло им продержаться  в полном сознании и работоспособном состоянии практически в два раза дольше технически расчетных 48 часов. А ведь таких случаев история подводного плавания знает не слишком много.

В 1957 году на Черном море при выходе из базы Балаклава при выполнении маневра "срочное погружение" затонула подводная лодка М-351 проекта А615, по натовской классификации Quebec. Причиной аварии стала открытая захлопка подачи воздуха к дизелям. Аварийное продувание цистерн главного балласта результата не дало, и корабль застрял в илистом грунте на глубине 84 метра. Обстановка осложнялась штормовой погодой. К месту аварии подошли спасательные суда, и через четыре дня субмарину все-таки зацепили тросом и буквально выдернули из-под воды. Все 33 подводника выжили, но были потом уволены из вооруженных сил по инвалидности, так как в их психике, пережившей страшный стресс "заживо погребенных", произошли непоправимые изменения.

С психикой экипажа АС-28, это могли видеть все, кто наблюдал за прибытием спасенных моряков в Петропавловск-Камчатский на экранах своих телевизоров, все в порядке. Даже короткие реплики, которыми они обменивались  с встречающими их журналистами, говорят о том, что они воспринимают окружающую их действительность абсолютно адекватно. И это самое наглядное свидетельство того, что моряки-тихоокеанцы, оказавшись в критической для жизни ситуации, не потеряли присутствия духа, воли к борьбе и победе над тяжелейшими обстоятельствами, а продолжали действовать разумно и грамотно, экономно расходуя небольшие запасы электроэнергии, воздуха и воды. А еще продуктов, которые, кстати, закончились у них за сутки до спасения.

Нельзя здесь не сказать и о мужестве руководства Военно-Морского флота России, об исполняющем обязанности Главкома ВМФ (главком адмирал Владимир Куроедов – в госпитале) адмирале Владимире Масорине. Именно он, как утверждает министр обороны Сергей Иванов, принял решение допустить английских и американских специалистов для проведения подводных спасательных работ в самой "закрытой" для иностранцев бухте Камчатки, где располагается береговая шумопеленгаторная гидроакустическая система дальнего обнаружения подводных объектов, предназначенная как раз для перехвата чужих субмарин и даже пловцов-разведчиков и диверсантов. Другой адмирал, бывший командующий Черноморским флотом и бывший командующий Камчатской флотилией атомных подводных лодок Эдуард Балтин публично назвал этот поступок "недопустимым", по сути разглашающим государственную и военную тайну, наносящим серьезный ущерб безопасности страны.

Кстати, по этим "секретным" причинам не было просьб о немедленной помощи к иностранным государствам во время трагедий с атомной подводной лодкой К-278 "Комсомолец" в 1989 году и с атомной подводной лодкой К-141 "Курск" в 2000 году. И то, что человеческая жизнь для руководства российского ВМФ стала сегодня дороже любых секретов, можно без преувеличения назвать нравственной революцией. Представляется, что после 7 августа 2005 года отношение к людям в погонах на отечественном военном флоте, в армии и в обществе будет уже другим.