09.08.2005 02:00
    Поделиться

    Дело трансплантологов пошло по второму кругу

    В Мосгорсуде с трансплантологами начинают разбираться по новой

    На этот раз у здания суда уже практически нет журналистов и праздных зевак. Телевидение уже не начинает выпуски "Новостей" с репортажей из зала суда. Но вне зависимости от того, будет или нет ажиотаж сопровождать новое судебное следствие, его результата ждут и врачи, и их пациенты. Правда, с разными чувствами.

    Начнется судебное заседание с рутины - предварительного слушания. Именно на нем определится точная дата самого процесса, которое юристы называют "рассмотрением по существу дела". Правда, этот процесс уже стартовал 1 августа. Но тогда заседание пришлось перенести из-за болезни Петра Пятничука - одного из тех, кто сел на скамью подсудимых.

    Собственно Пятничук - единственный мужчина в женском коллективе судимых. Все остальные - женщины. Ирина Лирцман заведует реанимацией 20-й больницы, Любовь Правденко работает там же. Баирма Шагдурова и Петр Пятничук - оба из Центра органного донорства и приехали в больницу забрать почки у пациента для дальнейшей пересадки.

    До 11 апреля 2003 года все сегодняшние подсудимые считались нормальными врачами. А с этой даты стали сначала подследственными, потом обвиняемыми и в конце концов подсудимыми. Всем врачам следствие предъявило обвинение по очень тяжелой статье Уголовного кодекса - "приготовление к преступлению". А Ирине Лирцман как единственному в этой группе нерядовому врачу еще и "злоупотребление служебным положением".

    Оправдательный приговор просуществовал всего полтора месяца

    Врачи все следствие пытались доказать, что Анатолия Орехова они не убивали, а искусственно поддерживали жизнь в мертвом теле для того, чтобы его органы достались безнадежно больным. А следствие доказывало обратное. И следствие, и процесс вызвали огромный резонанс по всей стране, обсуждались много и долго. Высветили дискуссии море проблем от этической до норм закона, которые противоречили друг другу. Но по большому счету ничего из этого за два года разрешить не удалось. Стало лишь реальностью уменьшение числа пересадок органов.

    Московский городской суд после буквально скандального разбирательства всех врачей оправдал. Они выходили из зала суда счастливые, пожимали протянутые руки тех, кто за них переживал, и охотно давали интервью. В решении суда были записаны слова, которых врачи ждали - там было сказано, что "показания свидетелей, материалы дела, собранные доказательства указывают на невиновность подсудимых". А еще было записано, что доводы следствия о том, что врачи готовились к убийству пациента, "являются необоснованными". Суд вообще пришел к выводу, что у пациента к моменту, когда у него планировали забрать органы, была клиническая смерть.

    Оправдательный приговор просуществовал всего полтора месяца. До очередного заседания Верховного суда. Этого и следовало ожидать, ведь прокуратура сразу после оправдания заявила, что будет опротестовывать этот вердикт.

    У Верховного суда по закону есть всего два варианта - либо подтвердить ранее вынесенное решение, либо согласиться с доводами тех, кто протестует. И, отменив приговор, вернуть дела снова в тот же суд. Но его уже должны рассматривать другие судьи. При этом новые судьи обязаны учитывать те ошибки предыдущего суда, на которые указывает высшая судебная инстанция страны. И эти ошибки должны быть исправлены в новом процессе.

    Поделиться